Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Тюшляевой Н.В., с участием прокурора Тихомировой Ю.Ю., при секретаре Андреевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3483/12 по иску Мытищинского городского прокурора в интересах Российской Федерации к ОУФМС по "адрес", Белкину В. М., Мирзоеву М. И. о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, обязании снять с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Мытищинский горпрокурор в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с настоящим иском к ответчикам, указав в обоснование заявленных требований на то, что в рамках надзорных полномочий прокуратурой установлено, что Белкиным В.М. в "адрес" в "адрес" в период с мая по июнь 2012 г. оформлены уведомления о временном пребывании 48 граждан иностранных государств, таким образом, в настоящее время в доме по месту пребывания поставлены на учет 48 граждан иностранных государств, в числе которых Мирзоев М.И. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ "адрес", расположенный по адресу: "адрес", снесен и как объект недвижимого имущества отсутствует с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается письмом Мытищинского филиала N ГУП "МОБТИ". Фактически ответчик в указанном доме не проживает, его регистрация по данному адресу носит фиктивный характер, в связи с чем, является недействительной. Просил признать ее таковой и обязать ОУФМС снять Мирзоева М.И., уроженца Республики Таджикистан с миграционного учета по месту пребывания по адресу: "адрес" (л.д. 2-5).
В судебном заседании прокурор Тихомирова Ю.Ю. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.
ОУФМС по "адрес" в "адрес" своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени его извещалось должным образом.
Адвокат Мусаев С.С., назначенный судом в качестве представителя ответчиков Мирзоева М.И. и Белкина В.М., чье место жительства неизвестно, в порядке ст. 50 ГПК РФ, иск не признал, просил в удовлетворении отказать.
Изучив материалы дела, суд считает возможным иск удовлетворить, учитывая следующее.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства", миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ определяет следующие цели, основные принципы и содержание регистрационного учета: формирование полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
В силу положений подп. 4 ст. 1 Федерального Закона, место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии со ст. 7 Закона.
Согласно ст. 21 Закона, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Как следует из Распоряжения Главы городского поселения Пироговский N-р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный "адрес" муниципального района признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 9-10).
В письме МУП городского поселения Пироговский "УЕЗ ЖХ "Пирогово" N от ДД.ММ.ГГГГ указано, что дом, расположенный по адресу: "адрес", расселен, снесен, все лицевые счета закрыты (л.д.11), что также подтверждается и письмом ГУП МО "МОБТИ" Мытищинского филиала N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Таким образом, Мирзоев М.И. встал на миграционный учет по указанному адресу, заведомо зная, что не будет находиться в указанном доме в течение всего периода учета по месту пребывания, поскольку физически данного жилого помещения не существует.
Вместе с тем, "адрес" в "адрес" является последним известным на территории РФ местом жительства Мирзоева М.И.
В соответствии со ст. 170 ГК РФ, мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
С учетом вышеизложенного, суд находит подлежащими удовлетворению требования горпрокурора о признании постановки Мирзоева М.И. на учет по месту пребывания по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недействительной.
Статья 23 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания: постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; выезда иностранного гражданина из Российской Федерации; смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него регламентируется Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
В силу п. 37 указанного Постановления, снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
В соответствии с п. 40 указанного Постановления Правительства РФ, при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящих Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Требуя обязания УФМС снять Мирзоева М.И. с миграционного учета по вышеуказанному адресу, горпрокурор ссылается на то обстоятельство, что при отсутствии сведений, указанных в статье 23 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и п. 37 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Учитывая то обстоятельство, что судом признана недействительной постановка на учет Мирзоева М.И. по вышеуказанному адресу, суд полагает, что требования об обязании ОУФМС снять его с миграционного учета также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мытищинского горпрокурора в интересах Российской Федерации - удовлетворить.
Признать постановку на учет по месту пребывания Мирзоева М. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Республики Таджикистан, урож. Республики Таджикистан, по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недействительной.
Обязать ОУФМС снять Мирзоева М. И. с миграционного учета по месту пребывания по вышеуказанному адресу.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Мытищинский суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Тюшляева Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.