Решение Ногинского городского суда Московской области от 13 августа 2012 г.
(Извлечение)
Ногинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Дорохиной И.В.,
при секретаре Безугловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ногинского городского прокурора в интересах РФ к ОАО "Мособлдорремстрой" об обязании разработать и утвердить программу производственного контроля,
УСТАНОВИЛ:
Ногинский городской прокурор обратился в суд с иском к ОАО "Мособлдорремстрой" об обязании разработать и утвердить программу производственного контроля и просил суд:
обязать ОАО "Мособлдорремстрой" разработать и утвердить программу производственного контроля в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обосновании своих исковых требований истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ Ногинской городской прокуратурой совместно с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" в "адрес" проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства филиалом ОАО "Мособлдорремстрой" - "Ногинский промышленный дорожностроительный комплекс" в период с "данные изъяты" минут, расположенного по адресу: "адрес"
При проверке руководством предприятия не представлена "программа производственного контроля", включающая раздел лабораторного контроля загрязнения атмосферного воздуха на территории санитарно-защитной зоны. Контроль загрязнения атмосферного воздуха в ДД.ММ.ГГГГ году проведен согласно предписанию территориального отдела Управления Роспотребнадзора по "адрес", выданному по результатам внеплановой проверки предприятия. Согласно представленному протоколу количественного химического анализа N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ГУ " "данные изъяты"" превышений ПДК не обнаружено ни по одному исследованному веществу. Исследования проведены по 8 химическим веществам: диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, взвешенные вещества, суммарные углеводороды, бензол, ксилол, толуол, в 3-х контрольных точках: 1-я точка граница промплощадки предприятия, "данные изъяты" точка - граница СЗЗ в юго-восточном направлении - территория жилой застройки д. "данные изъяты"-я точка ? граница СЗЗ ? восточном направлении - свободная территория, примыкающая к СНТ " "данные изъяты"".
Таким образом, на предприятии отсутствует "Программа производственного контроля", включающая раздел организации контроля загрязнения атмосферного воздуха, кратность проведения исследований содержания загрязняющих веществ в зоне влияния предприятия, установленная санитарными требованиями.
Согласно объяснениям представителя по доверенности Хлестова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ программа производственного контроля не разработана и не утверждена.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
На основании п. 4.1.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 14 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;
Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
Система контроля и наблюдения должна соответствовать требованиям ГОСТа "Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных мест".
В соответствии с п. 1.5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 "О введении в действие Санитарных правил - СГ1 1.1.1058-01" (вместе с "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001) юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.
Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно- эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения.
Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и др.
Таким образом, отсутствие и невыполнение программы производственного контроля могут привести к загрязнению окружающей среды, а также угрозе жизни и здоровью граждан.
Истец помощник Ногинского городского прокурора Ситникова А.С. в судебном заседание уточнила исковые требования и просила суд: обязать ОАО "Мособлдорремстрой" разработать и утвердить программу производственного контроля в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО "Мособлдорремстрой" в судебном заседании иск признал полностью. Последствия признание иска ответчику разъяснены и понятны.
Судом ответчику ОАО "Мособлдорремстрой" разъяснено, что согласно ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятия его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, что ему понятно.
Изучив исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что признание иска ответчиком ОАО "Мособлдорремстрой" не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем, имеются основания для принятия судом признания иска ответчиком. Следовательно, в соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ, исковые требования Ногинского городского прокурора в интересах РФ к ОАО "Мособлдорремстрой" об обязании разработать и утвердить программу производственного контроля подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173 и 198 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Иск Ногинского городского прокурора в интересах РФ к ОАО "Мособлдорремстрой" об обязании разработать и утвердить программу производственного контроля - удовлетворить.
Обязать ОАО "Мособлдорремстрой" разработать и утвердить программу производственного контроля в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение одного месяца.
Судья подпись:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.