Решение Ногинского городского суда Московской области от 20 июля 2012 г.
(Извлечение)
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Н.А.,
с участием прокурора Кириной О.С.;
при секретаре Быковой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ногинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" о признании решения Совета депутатов недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Ногинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Совету депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" о признании решения Совета депутатов недействительным, ссылаясь на следующее.
В Ногинскую городскую прокуратуру поступило обращение Жураевой Н.Ю., проживающей по адресу: "адрес" по вопросу необоснованного отключения ООО "ЕДС - Ногинск" электроэнергии в ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведенной Ногинской городской прокуратурой проверки установлено, что Решением Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ N, утвержден Порядок действий на территории муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" при прекращении или ограничении предоставления коммунальных услуг гражданам при их задолженности по оплате жилищно - коммунальных услуг (далее - Порядок).
Согласно п. 1.6, 1.7 указанного Порядка при задержке платежей сверх установленного в уведомлении срока Организация вправе прекратить осуществление услуг по содержанию и ремонту жилых помещений Потребителя, за исключением случаев устранения аварийного состояния внутридомового оборудования. Возобновление предоставления услуг осуществляется с момента погашения Потребителем задолженности. В случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг Организация вправе прекратить полностью предоставление услуг по содержанию и ремонту жилых помещений с прекращением подачи электроэнергии данному Потребителю до полного погашения задолженности.
Данное решение противоречит действующему законодательству, в частности требованиям ст. 157 ЖК РФ, Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) в ред. от 06.05.2011 г.), Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
Ногинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц просил суд: признать не действительным решение Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) об утверждении "Порядка действий на территории муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" при прекращении или ограничении предоставления коммунальных услуг гражданам при их задолженности по оплате жилищно - коммунальных услуг". Обязать Совет депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" отменить решение Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) об утверждении "Порядка действий на территории муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" при прекращении или ограничении предоставления коммунальных услуг гражданам при их задолженности по оплате жилищно - коммунальных услуг".
Представитель истца - Ногинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц - Кирина О.С. заявленные исковые требования поддержала, дала суду аналогичные установочной части решения суда объяснения.
Представитель ответчика - Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" - Мамедова Ю.Р. иск не признала, представила письменные возражения относительно заявленных требований (л.д. 54-56), основные доводы которых сводятся к следующему.
Согласно п.п.4 п.1 ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Отсюда следует, что орган местного самоуправления обязан организовать работу ресурсоснабжающих организаций так, чтобы с целью качественного оказания гражданам - потребителям качественных коммунальных услуг они - ресурсоснабжающие организации своевременно получали за свои услуги по поставке коммунальных услуг денежные средства. Данный Порядок с этой целью и принят, поскольку Администрация муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" также желает взаимодействовать в этом вопросе как с ресурсоснабжающими организациями, так и с населением, в связи с образованием на территории муниципального образования критической ситуации по задолженности населения перед ресурсоснабжающими организациями.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
По ст.156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ (ред. от 29.06.2012)
размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Главой 10 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 ( ред.от 06.05.2011) утвержден порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п.80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Судом установлено, что Решением Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ N, утвержден Порядок действий на территории муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" при прекращении или ограничении предоставления коммунальных услуг гражданам при их задолженности по оплате жилищно - коммунальных услуг (Порядок).
Согласно п. 1.6 Порядка при задержке платежей сверх установленного в
уведомлении срока Организация вправе прекратить осуществление услуг по
содержанию и ремонту жилых помещений Потребителя, за исключением случаев устранения аварийного состояния внутридомового оборудования. Возобновление предоставления услуг осуществляется с момента погашения Потребителем задолженности.
Согласно п. 1.7 Порядка в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг Организация вправе прекратить полностью предоставление услуг по содержанию и ремонту жилых помещений с прекращением подачи электроэнергии данному Потребителю до полного погашения задолженности.
Суд приходит к выводу о том, указанное Решение Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ N, противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку нормами действующего законодательства полномочиями по утверждению "Порядка действий при прекращении или ограничении предоставления коммунальных услуг гражданам при их задолженности по оплате жилищно- коммунальных услуг" представительный орган муниципального образования не обладает.
Главой 10 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 ( ред. от 06.05.2011) утвержден порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг и утверждения дополнительного порядка приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, нормами действующего законодательства не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах иск Ногинского городского Ногинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" о признании решения Совета депутатов недействительным, подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При подаче искового заявления, истец от уплаты государственной пошлины был освобожден, с учетом требований ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации,
поэтому государственная пошлина подлежит уплате ответчиком в размере "данные изъяты" рублей в доход государства.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ногинского городского Ногинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" о признании решения Совета депутатов недействительным - удовлетворить.
Признать не действительным решение Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) об утверждении "Порядка действий на территории муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" при прекращении или ограничении предоставления коммунальных услуг гражданам при их задолженности по оплате жилищно - коммунальных услуг".
Обязать Совет депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" отменить решение Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) об утверждении "Порядка действий на территории муниципального образования "Город Старая Купавна Московской "адрес"" при прекращении или ограничении предоставления коммунальных услуг гражданам при их задолженности по оплате жилищно - коммунальных услуг".
Взыскать с Совета депутатов муниципального образования "Город Старая Купавна Московской области" в доход государства государственную пошлину в размере "данные изъяты").
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения суда в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.