Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Щипанова И.Н., при секретаре Миловой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тубольцевой Марии Сидоровны к администрации сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании права собственности на самовольно возведенное строение. В заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей был выделен в аренду под огородничество земельный участок в "адрес". В 2005 году на данном земельном участке был самовольно построен дом, на который просит признать свое право собственности на основании ст. 222 ГК РФ.
В судебном заседании Тубольцева М.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснив, что земельный участок ей был предоставлен в аренду ответчиком под огородничество. Ежегодно оформлялся новый договор аренды, а в 2008 году с ней договор не был заключен, т.к эти полномочия были переданы Комитету по управлению имуществом Орехово-Зуевского муниципального района. Она обратилась туда, но безрезультатно. В 2005 году она самовольно, без получения разрешения на строительство, построила на данном участке дом, на который просит признать свое право собственности.
Представитель Комитета по управлению имуществом Орехово-Зуевского муниципального района Московской области Кислов С.А. в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований. При этом пояснил, что истице был предоставлен земельный участок не для строительства жилого дома, а под огородничество. На земельный участок государственная собственность не разграничена. Основания для удовлетворения требований в порядке ст. 222 ГК РФ не имеется. Просит в иске отказать.
Представители Администрации сельского поселения Верейское Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующему:
На основании постановления главы администрации Верейского сельского округа Орехово-Зуевского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N Тубольцевой М.С. передан в аренду на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный в "адрес", под огородничество, с заключением соответствующего договора аренды (л.д. 30-33).
Впоследствии между истцом и ответчиком ежегодно заключались аналогичные договоры аренды, что не оспаривается. В последний раз договор аренды между сторонами был заключен в 2007 году на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-29).
Факт возведения на указанном выше земельном участке в 2005 году самовольных построек - лит. А (жилой дом), лит А1 (мансардный этаж), лит. а (терраса) - на которые отсутствует разрешение на строительство, установлен пояснениями истицы в судебном заседании, а также техническим паспортом (л.д. 8-16).
Из ответа, данного Тубольцевой М.С. администрацией сельского поселения Верейское от ДД.ММ.ГГГГ следует, что факт самовольного строительства на данном участке рассмотрен, строительство произведено без нарушения архитектурных норм, узаконение самовольно возведенных строений согласно ст. 222 ГК РФ не возможно (л.д. 17).
Полагая свои права нарушенными, истица обратилась в суд.
Однако оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N от 29 апреля 2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Как следует из материалов дела, правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, т.к. земельный участок Тубольцевой М.С. для строительства жилого дома не предоставлялся, разрешения на строительство у истицы не имеется, т.е. возведенное строение является самовольным.
При этом истицей не оспаривается, что возведенный дом расположен на не принадлежащем ей земельном участке, поскольку возведен на земельном участке, который не был отведен для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, дом создан без получения на это необходимых разрешений.
Анализ содержания нормы ст. 222 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо причине, не зависящей от него, было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью и отношения по использованию земель. Такая позиция по данному вопросу соответствует Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22.
Таким образом, учитывая, что дом возведен на земельном участке, который истцу не предоставлялся под строительство жилого дома, а предоставлен в аренду для иных целей - под огородничество, и в дальнейшем до вынесения судом решения вопрос о предоставлении земельного участка под строительство жилого дома соответствующими органами разрешен не был, а действующее законодательство, ст. 222 ГК РФ, не содержит возможности признания за гражданином права собственности на самовольно возведенное строение, если оно возведено на земельном участке, который не был отведен истцу для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, в иске Тубольцевой М.С. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.222 ГК РФ, ст. 195-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Тубольцевой Марии Сидоровне в иске о признании права собственности на самовольную постройку по адресу: "адрес" - отказать.
Мотивированное решение изготовить в течение пяти дней.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения судом первой инстанции.
Судья: И.Н. Щипанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.