Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К., Н., К. к ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, Пушкинский отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязании внести изменения в государственный кадастр учета земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
К., Н., К. обратились в суд с заявлением к ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, Пушкинский отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязании внести изменения в государственный кадастр учета земельного участка.
В обосновании заявления указали, что им на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ они обратились в ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N по площади земельного участка с 1000 кв.м. до 1299 кв.м.. ДД.ММ.ГГГГ своим решением N N ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области отказала им в государственном кадастровом учете изменений земельного участка. Просят признать решение ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области N N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, необоснованным и отменить его, обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области внести изменения в государственный кадастр учета земельного участка с кадастровым номером N, изменив его площадь с 1000 кв.м. до 1299 кв.м. (л.д. 3-6).
В судебном заседании представитель К., Н., К. по доверенностям Г. (л.д. 7-9) заявление и обстоятельства, изложенные в нем, поддержал в полном объеме, и дополнил, что не знал о том, что для кадастрового учета не достаточно простой ксерокопии правоустанавливающего документа, но доверенности у него оформлены были надлежащим образом, и уточняемая площадь земельного участка находится в допустимый пределах для её регистрации.
Представители заинтересованных лиц ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, Пушкинский отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом (л.д. 40), возражений по заявленным требованиям не представили.
Суд, выслушав представителя заявителей, исследовав материалы дела, полагает заявление подлежит частичному удовлетворению.
Согласно части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета регулируются положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N221-ФЗ от 24.07.07г.
Согласно ч. 13 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно ст. 16 ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим ФЗ, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
Согласно ст. 20 ФЗ с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться правообладатели таких объектов недвижимости. Описание местоположения границ земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках объекта недвижимости (ст. 7 ФЗ).
Судом установлено, что Н., К., К. являются собственниками в равных долях, по 1/3 доли за каждым, земельного участка площадью 1000 кв.м., кадастровый номер N, разрешенное использование - для личного подсобного хозяйства, а также жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по завещанию (л.д. 13-15). Ранее указанный земельный участок принадлежал Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
По инициативе заявителя кадастровым инженером Р. выполнены кадастровые работы с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка. Согласно межевого плана фактическая площадь земельного участка в существующих границах составила 1299 кв.м., данные границы согласованы смежными землепользователями (л.д. 16-28), в связи с чем суд приходит к выводу, что спора по границам указанного земельного участка нет.
ДД.ММ.ГГГГ представитель заявителей по доверенности Г. обратился с заявлением в Пушкинский отдел ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, представив документы: заявление, доверенности, межевой план.
ДД.ММ.ГГГГ ФБУ "Кадастровая палата" по "адрес" Отдел кадастрового учета N принято решение N N об отказе в государственном кадастровом учете изменений в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка по следующим основаниям: в нарушении требований ч. 3 ст. 20 Закона с заявлением о кадастровом учете изменений обратилось ненадлежащее лицо. В нарушении п. 6 ч. 1 ст. 22 Закона с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером N не представлены необходимые для кадастрового учета документы, устанавливающие или удостоверяющие право Н., К., К. на соответствующий объект недвижимости. Площадь земельного участка, заявленного к кадастровому учету, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом требований, больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем десять процентов площади (л.д. 10).
Статья 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, одним из которых в соответствии с п. 1 ч. 5 является: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
Согласно ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Абзац 2 пункта 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ определяет, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Статья 33 Земельного Кодекса РФ указывает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для дачного строительства устанавливается законами субъектов РФ.
Решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района N 130/24 от 18.02.2009 г. во исполнение ст. 33 ЗК РФ установлены нормы предоставления гражданам земельных участков, на территории Пушкинского муниципального района: минимальный размер для ведения личного подсобного хозяйства - 0,03 га.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что минимальные и максимальные размеры земельных участков для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования определяются органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. Такие размеры на территории Пушкинского района для земель индивидуального жилищного строительства установлены решением Совета депутатов от 18.02.2009 г.
Аналогичная позиция изложена в письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 2 ноября 2006 г. N ВК/1699 "Об уточнении площади и границ земельного участка и выдаче кадастрового плана земельного участка для целей межевания", разъяснено, что в случае если уточненная площадь земельного участка в документах о межевании (описании земельного участка), представленных для проведения государственного кадастрового учета или учета текущих изменений характеристик земельного участка, отличается от площади земельного участка, указанной в правоустанавливающем документе на такой земельный участок, на величину, не превышающую минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти или органов местного самоуправления (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации), то государственный кадастровый учет проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.
Уточняемая площадь земельного участка заявителей согласно выполненных замеров кадастровым инженером Р. составила 1299 кв.м., что на 299 кв.м. больше зарегистрированной. Законодатель установил минимальный размер земельного участка для использования личного подсобного хозяйства - индивидуального жилищного строительства в сельских населенных пунктах - 0,03 га. В данном случае уточняемая площадь находится в допустимых пределах, установленных земельным законодательством.
В силу п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Однако п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
До настоящего времени не введены в действие градостроительные регламенты, в связи с чем предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков должны определяться в соответствии с Земельным кодексом РФ, т.е. ст. 33 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, отказ ФБУ "Кадастровая палата" по МО в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости по данному основанию суд находит незаконным.
Также основанием для отказа явилось то, что в нарушение ч. 3 ст. 20 Закона с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, поскольку не представлена доверенность, которая дает право обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Данный довод основан на неверном толковании норм материального права.
Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности.
Заявление от ДД.ММ.ГГГГ подписано Г.. К межевому плану приложены копии доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N. Данными доверенностями Н., К., К. наделили Г. вести наследственное дело с правом получения свидетельств о праве на наследство, а также правом быть их представителем во всех учреждениях и организациях Московской области, подавать от его имени заявления и другие документы, получать справки и документы во всех учреждениях и организациях Московской области, зарегистрировать все необходимые права и документы в органах государственной регистрации, с правом подачи заявления о приостановлении государственной регистрации, получения уведомления о приостановлении государственной регистрации, сообщения об отказе в государственной регистрации, внесения сведений в записи ЕГРП, внесения изменений в документы, с правом оплаты тарифов, сборов, пошлин, с правом получения свидетельства о государственной регистрации права и всех необходимых зарегистрированных документов, расписываться за них и совершать все действия, с выполнением этого поручения.
Буквальное толкование доверенностей не вызывает каких-либо сомнений в наличии у Г. полномочий на обращение в ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области с данным заявлением, в связи с чем отказ по данному основанию является также незаконным.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 22 "О государственном кадастре недвижимости" если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе, копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).
Согласно ст. 22 п. 2 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" верность копии документа, представленной в соответствии с пунктом 1,2,3,6,7,8,9 или 10 части 1 настоящей статьи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Верность копии акта органа государственной власти или органа государственной власти или органа местного самоуправления вместо засвидетельствования в нотариальном порядке может быть заверена печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа. При этом представление копии соответствующего документа не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет в орган кадастрового учета соответствующий документ в подлиннике. Этот документ после его копирования органом кадастрового учета возвращается заявителю или его представителю при выдаче предусмотренной частью 3 статьи 21 настоящего Федерального закона расписки.
Таким образом, из вышеуказанной нормы права следует, что в первую очередь верность предоставляемой копии правоустанавливающего документа свидетельствуется в нотариальном порядке. Вместо этой копии можно предоставить копию, заверенную печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа, либо подлинник документа.
Как следует из материалов дела, представитель заявителей Г. предоставил наряду с другими документами, копии свидетельств о праве на наследство по завещанию, которые не были нотариально заверены.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 24 Закона осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Таким образом, ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области не вправе было принимать решение об отказе по данному основанию. При отсутствии в надлежащем виде правоустанавливающего документа (в рассматриваемом случае свидетельства о государственной регистрации права) имеются лишь основания для приостановления осуществления кадастрового учета.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым отменить решение ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, и в силу ст. 258 ГПК РФ обязывает орган кадастрового учета повторно рассмотреть заявление представителя К., Н., К. по доверенностям Г. о государственном учете изменений объекта недвижимости N от ДД.ММ.ГГГГ.
В то же время, поскольку при подаче данного заявления не были представлены надлежащим образом заверенные правоустанавливающие документы, исковые требования в части обязании ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области внести изменения в государственный кадастр учета изменений земельного участка с кадастровым номером N изменив его площадь с 1000 кв.м. до 1299 кв.м., не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление К., Н., К. к ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, Пушкинский отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязании внести изменения в государственный кадастр учета земельного участка удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ФБУ "Кадастровая палата" по "адрес" Отдел кадастрового учета N от ДД.ММ.ГГГГ N N об отказе в учете изменений земельного участка с кадастровым номером N
Обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, Пушкинский отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" повторно рассмотреть заявление о государственном учете изменений объекта недвижимости N от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части заявления К., Н., К. к ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, Пушкинский отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязании внести изменения в государственный кадастр учета земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись.
Копия верна: Судья: Секретарь:
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.