Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ермиловой О.А., при секретаре судебного заседания Пискаревой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2876/12 по заявлению Гордеева А. В. о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании предоставить в собственность земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Гордеев А.В. обратился в суд с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ, которым просит признать незаконным отказ от "дата" "номер" Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области в предоставлении ему в собственность земельного участка, обязании администрацию Раменского муниципального района Московской области предоставить ему в собственность земельный участок по его заявлению от "дата", вх. "номер", ссылаясь на то, что он является членом СНТ " "..."", имеет в пользовании участок "номер" площадью "..." кв.м., в "дата". в соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обратился в администрацию Раменского р-на с заявление о предоставлении в собственность земельного участка, предоставил все необходимые документы, однако ему в заявлении было отказано ответом от "дата" "номер" Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области по тем основаниям, что не представлен проект организации и застройки СНТ " "..."", который он полагает незаконным и нарушающим его права на приобретение участка в собственность и постановку его на кадастровый учет.
В судебном заседании заявитель Гордеев А.В. отсутствовал, извещен (л.д.85), его представитель Перминов М.М. по доверенности (л.д. 27) поддержал заявление, пояснил, что заявитель обращается в суд в порядке г. 25 ГПК РФ, не смотря на то, что им изложены требования об обязании администрацию предоставить ему в собственность участок.
Заинтересованное лицо представитель администрации Раменского муниципального района по Московской области в судебном заседании Колесникова О.П. по доверенности (л.д.87) полагала, что заявление следует оставить без рассмотрения, поскольку имеет место спор о праве (л.д. 88). Кроме того, полагала, что оспариваемое решение принято законно и обоснованно, поскольку проекта организации и застройки территории СНТ не было представлено.
Заинтересованное лицо представитель Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области Васюхно Л.В. по доверенности (л.д. 46) поддержала позицию администрации Раменского р-на (л.д. 47).
Заинтересованное лицо представитель СНТ " "..."" в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 86).
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, дело определено рассмотреть в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено, что заявитель обращается в порядке г. 25 ГПК РФ об оспаривании отказа администрации Раменского муниципального района Московской области (Комитета по управлению имуществом администрации района) в предоставлении ему в собственность земельного участка "номер" в СНТ " "..."", полагая отказ незаконным.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как усматривается из материалов по обращению заявителя, Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области по поручению администрации муниципального образования осуществляет распоряжение земельными участками, в соответствии с правилами, установленными ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (пункт 2).
В силу ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (части 1, 4, 6) предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему
в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:
удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;
выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании заявлением от "дата" Гордеев А.В. (по доверенности ПерминовМ.М.) обратился к Главе администрации Раменского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка "адрес", площадью "..." кв.м., расположенного в "..." СНТ " "..."" на основании п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", приложив к заявлению описание местоположения земельного участка, заключение (ходатайство) председателя СНТ " "..."", копию свидетельства на право бессрочного пользования земельным участком СНТ " "..."", выписку из ЕГРЮЛ СНТ " "..."" и копию доверенности на представителя (л.д. 54-75).
"дата" за "номер" Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального р-на по поручению администрации Раменского р-на рассмотрев обращение указал о необходимости прибыть на консультацию в Комитет (л.д. 51).
Повторным обращением от "дата" вх. "номер", заявитель просил принять решение по его заявлению от "дата" (л.д. 49).
Ответом от "дата" "номер" Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области заявителю указал, что принять решении е о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, поскольку заявителем не представлен утвержденный в установленном порядке и заверенный надлежащим образом проект организации и застройки территории СНТ " "..."", с которым можно было сопоставить подготовленное заявителем (межевой план) участка " 11 (л.д. 52).
Согласно представленным документам СНТ " "..."" создано "дата", было зарегистрировано в администрации Раменского р-на МО при его создании (сведения из ЕГРЮЛ л.д. 58).
Постановлением администрации Раменского р-на МО от "дата" "номер" с/т " "..."" был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок "..." для коллективного садоводства, о чем выдано свидетельство "номер" от "дата" (л.д. 57). Как указано в архивной копии постановления от "дата" "номер" указанная земля была отведена "..." пос/Совету, который был обязан разработать проект планировки и застройки земельных участков (л.д. 56).
Как указано выше оспариваемым решением заявителю не было отказано в предоставлении участка в собственность в порядке п. 4 ст. 28 вышеуказанного ФЗ, однако принять решение об этом не представилось возможным из-за отсутствия документа -проекта организации и застройки СНТ " "..."", в соответствии с которым можно было однозначно определить нахождение земельного участка "адрес", площадью "..." кв.м. на территории земельного участка, предоставленного СНТ " "..."" до введение в действие Земельного Кодекса РФ.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в дела, что проекта организации и застройки СНТ " "..."" не имеется, такой проект находится в стадии разработки, инициатором чего является само Общество.
В ходе заседания, судом также установлено, что у заявителя иного документа указанного в п. 4 ст. 28 вышеуказанного ФЗ, устанавливающего распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении, не имеется, при этом межевой план участка не может судом быть приравнен к проекту организации и застройки территории садоводческого товарищества, поскольку он не согласован с архитектурными и инженерными службами района и не утвержден в установленном законом порядке. Также установлено, что заявителю было отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет (решение суда от "дата" л.д. 89-90), что подтверждает отсутствие у заявителя доказательств нахождения участка в границах СНТ, определенных при отведении земли.
Суд, руководствуясь положениями п. 4 ст. 28, п. п. 1 и 2 ст. 32 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", приходит к выводу о том, что только данное некоммерческое объединение, уставом которого не предусмотрено закрепление земельных участков за гражданами на праве собственности, вправе приступить к использованию выделенного земельного участка без составления проекта организации и застройки территории такого объединения, а во всех иных случаях для решения вопросов о предоставлении земельного участка гражданину, а тем более для передачи его в собственность
необходимо наличие проекта организации и застройки территории, притом, что межевой план (схема расположения земельных участков) не может быть приравнен к проекту организации и застройки территории садоводческого товарищества.
Таким образом, при рассмотрении заявления Гордеева А.В. в отсутствие у заявителя при обращении в администрацию разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, администрацией р-на и Комитетом не были нарушены действующее законодательство, в связи с чем основания для признания отказа заявителю в предоставлении земельного участка незаконным у суда отсутствуют. Следовательно в заявлении необходимо отказать.
Также судом проверено то обстоятельство, что сроки рассмотрения заявления Гордеева А.В. не были нарушены, поскольку Закон говорит о 2-х недельном сроке принятия решения с момента получения всех необходимых документов, при этом на заявление от "дата" было оформлено письмо от "дата", а на заявление от "дата" - ответ от "дата", что согласуется с требованиями ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которой письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Установлено, что истец избрал один из способов защиты своего нарушенного права как оспаривание принятого решения органом местного самоуправления, что согласуется с требованиями гл. 25 ГПК РФ.
К ссылкам заинтересованных лиц, о том, что имеет место спор о праве суд относится критически, поскольку способ защиты нарушенного права избирает истец, который указал, что обращается в суд в порядке гл. 25 ГПК РФ, при этом никакого спора о праве суд при рассмотрении дела не выявил, поскольку иных претендентов на право пользования и право собственности данным участком не имеется, само по себе заявленное требование Гордеевым А.В. об оспаривании решения и обязании предоставить ему в собственность участок, по своей сути является требованием о признании решения незаконным и обязании принять решение о предоставлении в собственность участок, что было выяснено судом у представителя заявителя в ходе судебного заседания.
Руководствуясь ст. 29 ЗК РФ, ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и ст. ст. 3, 194 - 198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Гордеева А. В. о признании незаконным отказа от "дата" "номер" Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области в предоставлении в собственность земельного участка, обязании администрацию Раменского муниципального района Московской области предоставить в собственность земельный участок по заявлению от "дата", вх. "номер"- отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Раменский городской суд.
Судья: О.А. Ермилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.