Решение Химкинского городского суда Московской области от 14 июня 2012 г.
(Извлечение)
Химкинский городской суд Московской области в составе:
судьи - Колмаковой И.Н.,
при секретаре - Жупановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубковой Л.П. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Зубкова Л.П. обратилась в суд с иском к ГУ Главному Управлению ПФР N 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что решением комиссии по пенсионным вопросам в назначении досрочной пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия требуемого специального стажа, при этом в зачёт специального стажа работы педагогом в детских образовательных учреждениях комиссией не было включено "данные изъяты" - период работы преподавателем рисования в Учебно-воспитательном комплексе "Детский сад-начальная школа" N с /дата/ по /дата/, так как наименование организации не соответствует Списку учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Между тем, считая решение комиссии по пенсионным вопросам незаконным, необоснованным и нарушающим право истицы на назначение досрочной пенсии по старости, предусмотренные законодательством, истица просит суд обязать ответчика включить в стаж педагогической деятельности период ее работы с /дата/ по /дата/ в должности "данные изъяты" в Учебно-воспитательном комплексе "Детский сад-начальная школа" N; обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости со дня обращения в Пенсионный фонд, а именно с /дата/
В судебном заседании представитель истицы поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Ответчика ГУ-ГУ ПФР N 5 по г. Москве и Московской области, не соглашаясь с заявленными требованиями, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в решении комиссии по пенсионным вопросам и послужившие мотивом к отказу в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные Зубковой Л.П. требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно Протоколу N от /дата/ Заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан, в зачет специального стажа истицы принят стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, всего "данные изъяты". При этом, не принят в специальный стаж период работы в Учебно-воспитательном комплексе "Детский сад-начальная школа" N с /дата/ по /дата/ в должности "данные изъяты" продолжительностью "данные изъяты", поскольку учреждение не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по стрости, в связи с осуществлением педагогической деятельности.
По смыслу ст.27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях", право на досрочное получение пенсии по старости связывается не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.
В соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 Закона РФ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.
В п. 2 статьи 27 Закона РФ N 173-ФЗ указано, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 указанной статьи и правила исчисления сроков выслуги утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 Утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Кроме того, указанным Постановлением утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Таким образом, основными условиями для приобретения права на пенсию за выслугу лет по пп. 19 п. 1 ст. 27 "О трудовых пенсиях в РФ" являются: наличие выслуги определенной продолжительности в должностях и организациях, предусмотренных Списком.
Также Постановлением Правительства РФ от 22.09.1991 г. N 1067 утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
Ст. 55 Закона РФ "Об образовании" говорит о том, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на пенсию за выслугу лет.
Права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой или иной общественно-полезной деятельности, ее объема и характера. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты.
Согласно Архивной справке N от /дата/, выданной ГУ Центральный архив учреждений системы образования г. Москвы, истица работала педагогом начальных классов в Учебно-воспитательный комплекс "Детский сад-начальная школа" N Учебно-воспитательный комплекс "Детский сад-начальная школа" N с /дата/ по /дата/ год.
Исключая из специального трудового стажа работы истицы период работы с /дата/ по /дата/ (за исключением отпусков без сохранения содержания) в должности "данные изъяты" начальных классов в Учебно-воспитательный комплекс "Детский сад-начальная школа" N, ответчик исходил из того, что наименование данного учреждения не предусмотрено Списком.
Данный довод Ответчика суд не может признать обоснованным, поскольку действие законодательства РФ в области воспитания, образования распространяется на все воспитательные (дошкольные), образовательные учреждения на территории России.
В своем Постановлении N от /дата/ "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11,12 пункта 1 статьи 28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", Конституционный Суд Российской Федерации прямо указал, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимися преподавательской деятельностью в образовательных учреждениях, не связано с организационно-правовой формой данного учреждения и зависит исключительно только от длительности профессиональной деятельности лица, работающего по соответствующей профессии.
В пункте 10 своего Постановления от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что: "При разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требований о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам,занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения,общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но не в государственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту риска от утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Исходя из указанного, суд, признавая юридически значимым обстоятельством для разрешения данного конкретного спора именно осуществление Истицей в оспариваемый период педагогической деятельности, не находит оснований для отказа в удовлетворении требований о включении спорного периода работы Истицы в её специальный трудовой стаж, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии, так как Зубкова Л.П. работала в должности и исполняла обязанности, соответствующие Списку должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Из Устава Учебно-воспитательного комплекса (УВК) "Детский сад-начальная школа" N следует, что целями УВК являлись предоставление услуг в области общего образования; удовлетворение общественных потребностей в обучении и воспитании в интересах личности, общества и создание благоприятных условий для развития способностей обучающихся и формирование у них потребности в самоопределении и самореализации; усвоение обучающимися общечеловеческих ценностей и системы знаний в соответствии с российскими и международными образовательными программами; обеспечение всестороннего интеллектуального, духовного, эстетического, культурного и физического развития участников образовательного процесса, обеспечивающее успешную адаптацию обучающихся к условиям социума; воспитание детей и молодежи на основе демократических принципов, в духе уважения прав, свобод и достоинства каждого, международного сотрудничества и ответственности за судьбы своей страны и человечества в целом.
Как усматривается из трудовой книжки истицы, Зубкова Л.П. /дата/ была принята на должность учителя рисования начальных классов в Учебно-воспитательный комплекс "Детский сад-начальная школа" N, в соответствии с приказом N от /дата/ Постановлением Правительства Москвы от /дата/ N ПП "О реорганизации Московского Комитета образования" Московский Комитет образования преобразован в Департамент образования г. Москвы.
Таким образом судом установлено, что истица работала на одном и том же месте, в одной и той же должности ( "данные изъяты"), но её организация называлась по-разному: УВК "Детский сад-начальная школа" N (Период работы не зачтен как специальный трудовой стаж), затем переименован в Департамент образования г. Москвы (Период работы зачтен ответчиком как специальный).
На основании изложенного, суд считает возможным включить в специальный стаж истицы период работы с /дата/ по /дата/ год "данные изъяты") в должности учителя рисования начальных классов в Учебно-воспитательном комплексе "Детский сад-начальная школа" N.
Учитывая, что ответчиком в специальный стаж истицы был засчитан период работы продолжительностью "данные изъяты", а также, учитывая включенный судом в специальный стаж, общий специальный стаж истицы будет составлять более "данные изъяты"
Согласно ст.94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей; ? другие признанные судом необходимыми расходы.
Часть 1 статьи 100 ГПК РФ гласит, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно Соглашению N от /дата/, заключенному между истицей и Адвокатской конторой "Бутырская", Квитанциям серии N от /дата/ на сумму 7000 рублей, серии N от /дата/ на сумму "данные изъяты", истица по настоящему делу использовала юридическую помощь, стоимость которой составила "данные изъяты".
Между тем, учитывая количество судебных заседаний, проведенных с участием представителя истицы, учитывая длительность рассмотрения данного гражданского дела, его сложность, учитывая также разумность и справедливость, суд считает, что заявленная сумма в "данные изъяты". завышена и должна быть снижена до "данные изъяты".
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зубковой Л.П. к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области назначить Зубковой Л.П. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, то есть с /дата/, засчитав в ее специальный трудовой стаж период работы с /дата/ по /дата/ в должности "данные изъяты" в Учебно-воспитательном комплексе "Детский сад-начальная школа" N.
Взыскать с Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области в пользу Зубковой Л.П. государственную пошлину в размере "данные изъяты" и расходы по оплате юридической помощи в размере "данные изъяты".
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.