Решение по делу N 2-598/2012
Именем Российской Федерации
24 мая 2012 года г.Кириши
Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Дуяновой Т.В.,
с участием помощника прокурора Голубевой А.А.,
при секретаре Смирновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришский муниципальный район Ленинградской области о признании бездействия по не проведению реконструкции канализационных очистных сооружений незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Киришский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришский муниципальный район Ленинградской области о признании бездействия по не проведению реконструкции канализационных очистных сооружений незаконным, ссылаясь на то, что Киришской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения норм водного, санитарного и природоохранного законодательства в деятельности Администрации муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области при использовании канализационных очистных сооружений, в ходе проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства. Выступая в защиту неопределенного круга лиц, прокурор руководствуется тем, что ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей Администрации Глажевского сельского поселения Киришского муниципального района Ленинградской области приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории МО "Глажевское сельское поселение", негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а потому просит признать бездействие Администрации муниципального образования Глажевское сельское
поселение Киришского муниципального района Ленинградской области по не проведению реконструкции канализационных очистных сооружений незаконным.
Участвующий в деле помощник Киришского городского прокурора в судебном заседании исковые требования поддержал.
Полномочный представитель ответчика Администрации муниципального образования Глажевское сельское
поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в судебном заседании по праву признал иск законным и обоснованным, однако пояснил, что приведение канализационных сооружений в надлежащее состояние требует значительных материальных затрат, при этом требовалось приведение в надлежащее состояние водопровода питьевой воды, а потому вопрос об очерёдности требуемых мероприятий был вынесен на всеобщее обсуждение населения и было принято решение о приведении в надлежащее состояние трубопровода в первую очередь питьевой воды. Вместе с тем представитель отметил, что требуемые работы по канализации будут выполнены в ближайшие годы.
Полномочный представитель третьего лица - МП "Управление водопроводно-канализационного хозяйства МО "Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области" - в судебном заседании 19 апреля 2012 года по праву признал иск законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д.22-23). В настоящее судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил, а потому суд в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ считает рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав помощника прокурора, полномочного представителя ответчика, учитывая позицию третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 68 ГПК РФ, объяснения сторон об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля идругие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Статьей 3 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране
окружающей среды" предусмотрено, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Пунктом 4 статьи 35 ВК РФ установлено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п.п. 1, 6 ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, а также сброс сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно ст. 59 ВК РФ физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.
В соответствии с п. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом МПР России N 786 от 02.12.2002 гола, хозяйственно-бытовые стоки являются отходами производства и потребления. Согласно методическим указаниям МУ 2.1.5.800-99 "Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод", утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 27.12.1999 года (введены в действие 01.06.2000 годы), сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, что является фактором риска распространения возбудителей инфекций.
К наиболее опасным в эпидемическом отношении относят, в том числе, хозяйственно-бытовые и городские смешанные (промышленно-бытовые) сточные воды, которые отличаются высоким уровнем микробного загрязнения на фоне значительной концентрации взвешенных частиц и органических веществ. Данные сточных вод могут содержать патогенные микроорганизмы - возбудителей инфекций как холера, брюшной тиф, паратит А и В, сальмонеллезы, дизентерия, вирусные гепатиты А и Е, полиомиелиты 1-3 типов и другие энтеровирусные и аденовирусные заболевания, туберкулез и другое.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 N 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на генной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам регламентируют Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 года N 168 (далее - Правила, ПТЭ). Согласно пункту 1.1.1. Правил неукоснительное выполнение ПТЭ призвано обеспечивать надежную и эффективную работу указанных объектов, охраны водных ресурсов от загрязнения сточными водами. Пунктом 3.1.1. Правил к основным задачам при эксплуатации систем водоотведения относятся обеспечение бесперебойной, надежной эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод; осуществление лабораторно-производственного контроля, за работой всех элементов системы; технический надзор за строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов канализации и ввод их в эксплуатацию и др. В соответствии с п. 3.2.6. ПТЭ техническая эксплуатация канализационной сети включает такие мероприятия как: надзор за состоянием и сохранностью сети, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети; устранение засоров и излива сточных вод на поверхность; предупреждение возможных аварийных ситуаций (просадка, повреждение труб, колодцев, камер, запорно-регулирующей арматуры и т.п.) и их ликвидацию; профилактический, текущий и капитальный ремонты, реновацию трубопроводов, каналов; надзор за строительством сети, приемку в эксплуатационную новых и реконструированных линий и пр. В силу п. 3.2.1. Правил канализационная сеть организации ВКХ (далее - сеть) должна обеспечить отведение сточных вод населенного пункта на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования.
Основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок, обозначенными в п.3.3.1. Правил, являются обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков - в места складирования и утилизации; организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений; систематический лабораторно-производственный и технологический контроль работы очистных сооружений; контроль за санитарным состоянием сооружений, зданий, их территорий и санитарно-защитных зон; выполнение мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ и соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных природоохранными органами.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
Областным законом N 159-оз от 08.11.2007 года "Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области" утвержден согласованный Перечень объектов недвижимого имущества, передаваемых от муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области.
В указанный в приложении N 2 Областного закона N 159-оз от 08.11.2007 перечень под N N 18, 19, 21, 23, 24, 27, 28, 38-46, 49, 50 входят канализационные очистные сооружения.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Киришской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения норм водного, санитарного и природоохранного законодательства в деятельности Администрации муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области при использовании канализационных очистных сооружений, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства (л.д.7-16).
Согласно письму администрации МО "Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района" N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что канализационные очистные сооружения п. Глажево построены в 70-х годах прошлого века и в настоящее время не могут обеспечить очистку сбрасываемых сточных вод согласно требований нормативных документов природоохранного законодательства, так как необходима реконструкция канализационных очистных сооружений (л.д.8-10).
В силу приведённых норм Администрацией муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области должны осуществляться мероприятия по водоотведению сточных (канализационных) вод в границах поселения в соответствии с нормами иправилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, требованиями природоохранного, водного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доводы представителя ответчика об отсутствии необходимых денежных средств на приведение канализационных сооружений в требуемое состояние не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку правового значения не имеет и не освобождает ответчика от обязанности по соблюдению действующего законодательства, в том числе в заявленной прокурором части.
При установленной в судебном заседании совокупности юридически значимых обстоятельств, суд считает требования Киришского городского прокурора законными, обоснованными, документально доказанными, а потому подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришский муниципальный район Ленинградской области о признании бездействия по не проведению реконструкции канализационных очистных сооружений незаконным удовлетворить.
Признать бездействие Администрации муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области по не проведению реконструкции канализационных очистных сооружений незаконным.
Решение может быть обжаловано в Ленинградском областном суде через Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в течение месяца.
Судья: Т.В. Дуянова
Решение не обжаловано в Ленинградском областном суде, вступило в законную силу 25.06.2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.