Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Степановой Е.Г.
при секретаре Афанасьевой О.А.
с участием представителя истца - адвоката Малышенко Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кошелевой И.И. к администрации Лужского муниципального района, Правительству Ленинградской области об оспаривании решения рабочей группы, обязании выделить единовременную денежную компенсацию,
УСТАНОВИЛ:
Кошелева И.И. обратилась в Лужский городской суд с иском к Правительству Ленинградской области, администрации Лужского муниципального района об оспаривании решения рабочей группы, обязании выделить единовременную денежную компенсацию (л.д. 5-6).
В порядке ст. 39 ГПК РФ истцом представлено в суд уточненное исковое заявление, в котором требования предъявлены к Правительству Ленинградской области о признании незаконным решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в предоставлении бюджетных средств на приобретение жилья, и обязании ответчика выделить единовременную денежную выплату на приобретение жилья, как вдове умершего инвалида - участника Великой Отечественной войны (л.д. 159-160).
В обоснование заявленных требований истец указала, что на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ года мужу истца - Кошелеву В.М. на состав семьи из 4-х человек были предоставлены две комнаты площадью 33 кв.м, расположенные "адрес" ДД.ММ.ГГГГ года решением исполкома Лужского городского Совета народных депутатов муж истца - Кошелев В.М. был поставлен на учет по обеспечению жилой площадью как участник Великой Отечественной войны, проживающий более пяти лет непрерывно в коммунальной квартире. В 1999 году Кошелев В.М. умер. На момент его смерти в комнатах был зарегистрирован один из сыновей, Кошелев Б.В. В ДД.ММ.ГГГГ года истец и ее сын, Кошелев Б.В., в порядке приватизации получили занимаемые комнаты в коммунальной квартире в общую долевую собственность, по 1/2 от 9/20 каждому. ДД.ММ.ГГГГ года истец, как вдова участника Великой Отечественной войны, обратилась в администрацию Лужского муниципального района с заявлением о предоставлении истцу денежной выплаты на приобретение жилья на основании ст.21 Федерального закона "О ветеранах". Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области истцу было отказано в предоставлении бюджетных средств на приобретение жилья на том основании, что истец обеспечена общей площадью жилого помещения более нормы предоставления жилого помещения, которая составляет в муниципальном образовании Лужское городское поселение 18 кв.м. Истец не согласна с позицией ответчика, поскольку основанием для постановки на учет на получение жилой площади являлось проживание в коммунальной квартире, на момент постановки на учет муж истца являлся участником Великой Отечественной войны и имел инвалидность 1 группы, истец является вдовой участника Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы по общему заболеванию. Жилая площадь, на которой истец проживает, находится в неблагоустроенной квартире, где нет горячей воды.
В судебное заседание истец Кошелева И.И. не явилась, ее интересы на основании ордера представляла адвокат Малышенко Т.П., которая в заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.
Правительство Ленинградской области, являющееся ответчиком по делу, в судебное заседание представителя не направило, представитель Правительства - Кочорова Е.В., действующая на основании доверенности, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, по существу заявленных требований представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что Кошелевой И.И. о принятом решении рабочей группы стало известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем просила суд о применении последствий пропуска срока для обжалования действий (бездействия). По существу заявленных требований указала, что исходя из площади жилого помещения Кошелева И.И. является лицом обеспеченным жилым помещением, в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 29-33).
Ответчик администрация Лужского муниципального района в судебное заседание представителя не направила, представила отзыв на иск, в котором указала, что является ненадлежащим ответчиком по делу (л.д. 108).
Третье лицо администрация Лужского городского поселения явку представителя в суд не обеспечила, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что истец стоит на очереди по улучшению жилищных условий под номером 779, решение рабочей группы принято в соответствии с действующим законодательством (л.д. 137).
Суд, выслушав представителя истца, учитывая письменные мнения неявившихся участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено судом, Кошелева И.И. зарегистрирована по месту жительства и проживает постоянно с ДД.ММ.ГГГГ года в 2-х комнатах в квартире, расположенной по адресу: "адрес" (л.д. 15).
Основанием для вселения в указанные комнаты послужил ордер N от ДД.ММ.ГГГГ года, выданный военнослужащему Кошелеву В.М. на семью из четырех человек (Кошелев В.М., Кошелева И.И. жена, Кошелев В.В. сын, Кошелев Б.В. сын) (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ года Кошелев В.М. составом семьи 2 человека (совместно с истцом) поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участник ВОВ, проживающий более пяти лет непрерывно в коммунальной квартире (л.д. 13).
Кошелев В.М. умер ДД.ММ.ГГГГ года, о чем в книге регистрации актов о смерти ДД.ММ.ГГГГ года произведена запись за N (л.д. 11).
На основании договора передачи жилого помещения в коммунальной квартире в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ года Кошелевой И.И. и Кошелеву Б.В. в собственность переданы каждому по 1/2 доли от 9/20 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" (л.д.16-17, 48-50).
В настоящее время в указанных комнатах по месту жительства зарегистрированы Кошелева И.И. (с 1972 года) и Кошелев В.В. (с 2011 года) (л.д. 13).
По данным, предоставленным администрацией Лужского городского поселения, и исходя из материалов дела, Кошелева И.И. стоит на очереди по улучшению жилищных условий с 1991 года (л.д. 13), в настоящее время под номером 779 (л.д. 137).
Кошелева И.И. имеет удостоверение, дающее ей право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" (л.д. 41).
ДД.ММ.ГГГГ года Кошелева И.И. обратилась к главе администрации Лужского муниципального района с заявлением на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья (л.д. 51).
По результатам рассмотрения обращения решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ года Кошелевой И.И. было отказано в предоставлении бюджетных средств, поскольку она обеспечена площадью жилого помещения более нормы предоставления жилого помещения, которая составляет в муниципальном образовании Лужское городское поселение 18 кв.м общей площади жилого помещения (л.д.129).
Истец считает, что решение рабочей группы об отказе в предоставлении средств является незаконным, так как Кошелева И.И. является нуждающейся в жилом помещении, так как состоит на очереди.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры (см. текст в предыдущей редакции)
социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ от 7мая 2008г.N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12января 1995г.N5-ФЗ "О ветеранах".
Поскольку данный Указ Президента РФ не регулирует порядок признания указанных в нем граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, порядок признании таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства.
Согласно п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ
гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Положениями ст. 50 ЖК РФ определено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением совета депутатов Лужского городского поселения N 38 от 10 марта 2006 года "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м общей площади на одного человека (л.д. 10).
Площадь жилого помещения, приходящаяся на Кошелеву И.И., составляет "данные изъяты" кв.м. (98,7/20*9/2), что превышает учетную норму, установленную на территории Лужского городского поселения.
Кошелева И.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ года, по основанию: проживание в коммунальной квартире непрерывно более пяти лет, которое до введения в действие ЖК РФ в соответствии с п. 15.2. Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Ленинградской области (утв. Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от 23.11.1987 N 481/10) давало ей право на предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Основание и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма определяются положениями главы 7 Жилищного кодекса РФ.
В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Решением совета депутатов Лужского городского поселения N 39 от 10 марта 2006 года "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" норма предоставления установлена в размере 18 кв.м общей площади на одного члена семьи (л.д.116).
Как следует из материалов дела площадь комнат, занимаемых истцом, составляет (19,10 кв.м и 14,20 кв.м) жилой площади, общая площадь квартиры "данные изъяты" кв.м (л.д. 16), т.е. на истца приходится "данные изъяты" кв.м. (98,7/20*9/2) общей площади, что превышает установленную на территории Лужского городского поселения норму предоставления (18 кв.м).
Оценивая в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для того, чтобы считать Кошелеву И.И. нуждающейся в жилом помещении.
То обстоятельство, что истец состоит на очереди по улучшению жилищных с 1991 года по основанию проживание в коммунальной квартире непрерывно более 5 лет, само по себе правового значения для дела не имеет, поскольку в силу действующего в настоящий момент законодательства нуждающейся в жилом помещении истец не является, в связи с чем отсутствуют правовые основания для обеспечения ее жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от 7мая 2008г.N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов".
Отсутствие горячей воды в квартире по месту проживания истца и инвалидность не могут служить достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку данные факты не влияют на обеспеченность истца жилым помещением.
Довод представителя ответчика о пропуске истцом срока для оспаривании решения рабочей группы суд считает несостоятельным, так как решении рабочей группы вынесено ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.129), данное решение в адрес истца не направлялось, о вынесенном решении Кошелева И.И. была поставлена в известность письмом администрации Лужского муниципального района N 0-24 от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.18), в суд обратилась ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. в предусмотренный законом 3-х месячный срок.
При установленных обстоятельствах, суд считает, что заявленные истцом требования об оспаривании решения рабочей группы и обязании предоставить средства для приобретения жилого помещения удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кошелевой И.И. к администрации Лужского муниципального района, Правительству Ленинградской области об оспаривании решения рабочей группы, обязании выделить единовременную денежную компенсацию, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.