Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Кузнецовой Е.А.
с участием представителей заявителя Исаенко А.И., Трифоновой Т.Б., действующих на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица Шапилова Д.А., действующего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ;
при секретаре Дубовцевой Л.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Зенина Е.В. о признании незаконными действий по взысканию земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
Зенин Е.В. обратился в суд с заявлением в порядке гл 25 ГПК РФ, в котором просил признать незаконными действия Межрайонной ИФНС N по "адрес" по направлению неправильного (в части земельного участка по адресу: "адрес") налогового уведомления и обязать устранить нарушение прав путем исправления суммы, подлежащей уплате в бюджет по данному участку с "данные изъяты" на "данные изъяты". В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он получил налоговое уведомление Межрайонной ИФНС N по "адрес" N на уплату земельного налога за 2009 года, в котором ему предлагалось уплатить до ДД.ММ.ГГГГ земельный налог за 2009 год за земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер N в сумме "данные изъяты" (кадастровая стоимость земельного участка "данные изъяты", налоговая ставка 1,5 %, срок 12 месяцев). Ссылаясь на положения ст. 397, 137, 138, 309, 4, 5 Налогового кодекса РФ, полагал, что размер земельного налога в отношении земельного участка по указанному адресу исчислен неверно, поскольку Межрайонной ИФНС при расчете за основу принята кадастровая стоимость этого земельного участка, утвержденная Постановлением Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008 года, однако на 01.01.2009 года данная кадастровая стоимость в отношении земельного налога применяться не могла.
Заявитель Зенин Е.В., будучи надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным.
В судебном заседании представитель заявителя Исаенко А.И., действующая на основании доверенности, поддерживая заявленные требования, полагала необходимым учесть, что до ДД.ММ.ГГГГ действие Постановления Администрации Томской области N 262а, на основании которого произведен расчет кадастровой стоимости указанного в заявлении земельного участка на 01.01.2009 года, было приостановлено Постановлением Администрации Томской области N 68а от 10.04.2009 года, впоследствии отмененного Постановлением Администрации Томской области N 107 от 22.06.2009 года, а потому при расчете земельного налога за 2009 год, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определяемой на 01 января соответствующего года, названное Постановление 262а применяться не могло. Исключает применение этого постановления при расчете земельного налога и положения ст. 5 Налогового кодекса РФ, устанавливающие особый порядок вступления в законную силу законодательства о налогах и сборах. И, поскольку последняя известная кадастровая стоимость указанного в заявлении земельного участка была определена в 2008 году, именно эта стоимость должна быть учтена при расчете земельного налога за 2009 год.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 4 по Томской области Шапилов Д.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, поддерживая доводы письменных возражений, которые сводятся к следующему. Из анализа положений ст. 2, п.1 ст. 387, ст. 390, п. 14 ст. 396 Налогового кодекса РФ, а также ст. 36 и 66 Земельного кодекса РФ следует, что нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, а также утверждающие результаты государственной кадастровой оценки земельный участков, в том числе постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 года N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", относятся к земельному законодательству РФ, а потому к ним не могут быть применены положения, закрепляющие порядок и сроки вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленные ст. 5 Налогового кодекса РФ. Указанное постановление Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008 года было опубликовано в "Собрании законодательства Томской области" 31.12.2008 года. То есть результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого земельного участка в зависимости от его расположения и вида разрешенного использования были утверждены Администрацией Томской области до начала налогового периода по земельному налогу и доведены до сведения неопределенного круга лиц. Отмена постановления Администрации Томской области от 10.04.2009 г. N 68а "О приостановлении действия постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а" постановлением от 22.06.2009 г. N 107а, приводит к тому, что нормы постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 г. N 262а вновь подлежат применению к регулируемым им отношениям с определенного данным актом временного периода, а именно с 01.01.2009 г. (п. 4 Постановления 262а).
24.02.2009 года в адрес Межрайонной ИФНС N 4 по Томской области в соответствии со ст. 85 НК РФ поступил электронный файл из Управления Роснедвижимости по Томской области о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты". Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составила "данные изъяты" Между тем в файле отсутствовала информация о собственнике земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты". В связи с чем налоговым органом земельный налог по данному земельному участку исчислен не был, и отсутствует в уведомлении N43329 от 07.04.2010г. на уплату земельного налога за 2009г. В 2010г. информация о собственнике земельного участка с номером "данные изъяты" была предоставлена Управлением Роснедвижимости по Томской области. В 2012 году при анализе электронной базы ИФНС было выявлено, что земельный налог по земельному участку с кадастровым номером N за 2009г., начислен не был. Налоговый орган руководствуясь п.4 ст. 397 НК РФ направил в адрес Зенина Е.В. налоговое уведомление N с перерасчетом суммы земельного налога в котором уже был включен земельный участок с кадастровым номером N.
Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 3 ГПК РФ заинтересованному лицу предоставлено право обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов в установленном законом порядке.
В частности, гражданским процессуальным законодательством предусмотрена возможность лица, чьи права, свободы и законные интересы оспорены либо нарушены, обратиться в суд в порядке искового производства (ст. 131 - 136 ГПК РФ), либо в порядке особого производства (262 - 267 ГПК РФ), а также по правилам главы 25 ГПК РФ относительно производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления...
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, и главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органов государственной власти, их должностных лиц, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Таким образом, при разрешении гражданского дела делам об оспаривании действий государственных органов, его должностных лиц, в первую очередь должен быть установлен факт принятия государственным органом, его должностным лицом оспариваемого решения (совершение им оспариваемых действий, его бездействие) (ст. ст. 254, 258 ГПК).
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указал, что по смыслу гл 25 ГПК РФ к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, частью 3 статьи 254 ГПК РФ).
В соответствии со статьями 249, 255 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий (решений), а также наличия или отсутствия обстоятельств, которые согласно действующему законодательству являются основанием для принятия того или иного акта или для совершения правоприменительных действий возлагается на орган, который принял оспариваемое решение или совершил оспариваемое действие.
В данной части подлежит исследованию факт соблюдения порядка принятия решения (совершения действия). Также заинтересованное лицо должно подтвердить соответствие оспариваемого действия нормативному акту (ст. 258 ГПК) (по п. п. 22, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 - "законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия)", "соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия).
На заявителя возлагается бремя доказывания нарушения прав и свобод или создание препятствий к осуществлению прав и свобод со стороны органа, чьи действия оспариваются (ст. 249, 255 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из ст.ст. 15, 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в порядке, установленном главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог является местным налогом и обязателен к уплате с момента его введения на территории муниципального образования всеми юридическими и физическими лицами, признаваемыми Налоговым кодексом Российской Федерации плательщиками земельного налога. На территории Колпашевского района земельный налог введен Решением Думы Колпашевского района N 412 от 08.10.2005 "О введении земельного налога".
В силу ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1.2 вышеуказанного постановления, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
На основании п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1, п. 4, п. 5 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом, нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Как следует из п. 3 и п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу; акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В силу п. 5 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Зенин Е.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку, в соответствии с действующим законодательством, обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, ИФНС направила Зенину Е.В. налоговое уведомление N на уплату земельного налога за 2009 год, в котором ему предлагалось уплатить до ДД.ММ.ГГГГ земельный налог за 2009 год за земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер N в сумме "данные изъяты" (кадастровая стоимость земельного участка "данные изъяты", налоговая ставка 1,5 %, срок 12 месяцев)
В соответствии с п. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, для исчисления земельного налога за 2009 год, при определении налоговой базы в отношении земельного участка, принадлежащего Зенину Е.В., должна быть использована кадастровая стоимость земельного участка установленная по состоянию на 01.01.2009.
При определении суммы земельного налога за 2009 год, подлежащей уплате Зениным Е.В. за земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер "данные изъяты" Межрайонной ИФНС N 4 по Томской области была принята кадастровая стоимость данного земельного участка, определенная Управлением Роснедвижимости по Томской области согласно кадастровой оценке земельных участков, утвержденной Постановлением Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", которое согласно п. 4, вступало в силу с 01.01.2009 года.
Вместе с тем, указанное Постановление является нормативным правовым актом и носит комплексный характер, осуществляя правовое регулирование налогового и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 года N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации "
Таким образом, на данное Постановление распространяется порядок вступления в законную силу, предусмотренный ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, Постановление принятое 24.12.2008 года опубликованное 31.12.2008 года в Собрании законодательства Томской области, вступило в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Учитывая изложенное, на 01.01.2009 год Постановление не вступило в законную силу, поэтому применять содержащиеся в нем положения для исчисления земельного налога за 2009 год, подлежащего уплате заявителем, законных оснований не имелось.
Поскольку земельный налог за 2009 год исчислен Зенину Е.В. на основании кадастровой оценки земель, не утвержденной на 01.01.2009, действие заинтересованного лица по его начислению и направлению соответствующего налогового уведомления являются необоснованными, заявленные в данной части требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
В то же время, в соответствии с положениями земельного законодательства исчисление земельного налога не является обязанностью налогоплательщика - физического лица, оплата указанного налога производится на основании налогового уведомления, содержащего размер земельного налога, который должен быть определен налоговым органом. Из смысла п.4 ст. 397 НК РФ следует, что налоговым органам предоставлено право направить налогоплательщику уточненное уведомление при корректировке налоговой базы.
Данному положению корреспондирует разъяснение, содержащееся в письме Министерства финансов РФ от 04.10.2010 года, согласно которому если органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения проведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику было направлено налоговое уведомление, то налоговые органы должны пересчитать сумму земельного налога и направить налогоплательщику уточненное уведомление, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.
Таким образом, при наличии судебного решения, которым установлено необоснованное исчисление налоговой базы на земельный налог, у налогового органа сохраняется право направить налогоплательщику уточненное уведомление об оплате земельного налога по скорректированной налоговой базе. Для возложения на налоговый орган обязанности направления налогоплательщику такого уведомления не имеется, в связи с чем требования заявителя о исправлении суммы подлежащей уплате в бюджет в налоговом уведомлении не имеется.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Зенина Е.В. удовлетворить частично.
Признать действия Межрайонной ИФНС России N 4 по Томской области по направлению Зенину Е.В. налогового уведомления N в части расчета земельного налога за 2009 год за земельный участок по адресу: "адрес" (кадастровый номер N) в сумме "данные изъяты" (кадастровая стоимость земельного участка "данные изъяты", налоговая ставка 1,5 %, срок 12 месяцев) незаконными.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Е.А. Кузнецова
Решение в окончательной форме изготовлено 31 июля 2012 года.
Судья: Е.А. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.