Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Глинской Я.В.,
при секретаре Гальчук М.М.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Томска Карташева Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Томска к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) по адресу: "адрес", на муниципальном земельном участке между земельными участками N (географические координаты N, град. ...), общим объемом ... куб.м.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес" между земельными участками N выявлено несанкционированное размещение отходов (свалка), общей площадью ... кв.м, общим объемом ... куб.м, состав свалки - твердые бытовые отходы и строительный мусор. Обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора возложена на администрацию г. Томска. Несанкционированное размещение отходов по адресу: г. "адрес" свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, установленных законодательством. Непринятие органом местного самоуправления мер по ликвидации свалки по указанному адресу является прямым нарушением действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, что, в свою очередь, нарушает права жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Представитель ответчика Ивлева Н.Б., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суд не явилась, представила отзыв на исковое заявление, из содержания которого следует, что сторона ответчика исковые требования не признает, суть отзыва сводится к следующему. Действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Полномочия администрации г. Томска в области организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов сводятся к практическому регулированию вопросов предоставления гражданам и юридическим лицам возможности осуществлять сбор образующихся отходов и специально предназначенные для этого емкости или на специально отведенные территории, а также заключать договоры со специализированной организацией на вывоз отходов. Согласно решению Думы г.Томска от 26.06.2007 года N530 " О положении о Департаменте городского хозяйства администрации г.Томска" обязанность по обеспечению организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории МО "Город Томск" возложена на департамент городского хозяйства администрации г.Томска, являющимся самостоятельным юридическим лицом, органом администрации г.Томска. Считает, что полномочиями по ликвидации (организации ликвидации) несанкционированного размещения отходов (свалок) администрации г. Томска действующим законодательством не наделена. Отзыв на исковое заявление также содержит ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации г.Томска.
Суд на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Карташев Я.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске.
Суд, заслушав представителя истца, изучив письменные доказательства по делу, полагает, что исковое требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 42 Конституции РФ закрепляет принцип, согласно которому каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а именно, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 указанного федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.
Статьей 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории же муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.
Как следует из ст. 25 Устава г. Томска структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума городского округа город Томск - представительный орган муниципального образования "Город Томск", Мэр городского округа город Томск - глава муниципального образования "Город Томск", Администрация городского округа город Томск - местная администрация -исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск". Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 1.24 ст. 8, п. 1.30 ст. 40 Устава г. Томска к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Проанализировав законодательные акты, суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес" между земельными участками (географические координаты N град. ... мин)
, выявлено несанкционированное размещение отходов (свалка). Состав свалки - твердые бытовые отходы и строительный мусор объемом ... куб.м., общей площадью ... кв.м, что так же подтверждается приложенными к акту схемой и фотоматериалами.
Несанкционированное размещение отходов (свалка) объемом ... куб.м., общей площадью ... кв.м, между земельными участками, расположенном по адресу: "адрес" свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, что влечет угрозу санитарному благополучию микрорайона и нарушает права жителей на благоприятную и безопасную окружающую среду.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.
Ответчиком не представлено доказательств отсутствия по указанному адресу несанкционированного размещения отходов и того, что данный участок не относится к землям муниципального образования "город Томск".
Суд приходит к выводу, что земельный участок по вышеуказанному адресу, находящийся в границах муниципального образования "город Томск", не отведен администрацией города под размещение свалки и не является местом временного складирования отходов производства и потребления.
Закрепление земельных участков на очистку за конкретными субъектами и возложение полномочий по организации сбора вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов на какой-либо департамент администрации г. Томска, по мнению суда, являются лишь одной из форм реализации органом местного самоуправления - администрацией г. Томска своих полномочий по сбору, вывозу и утилизации бытовых и промышленных отходов и очистке территории муниципального образования г. Томск от промышленных и бытовых отходов.
Реализация администрацией г. Томска полномочий по организации ликвидации свалок предполагает не создание условий для осуществления данной деятельности физическими и юридическими лицами, а принятие администрацией г. Томска конкретных мер по вывозу и утилизации отходов из мест их несанкционированного размещения.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, на администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации свалки, расположенной на земельном участке между земельными участками N находящимися по адресу: г. Томск, пер. Болотный (географические координаты N град. ... мин). Неприятие мер по ликвидации свалки является несоблюдением требований законодательства, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района города Томска удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), расположенной между земельными участками N по адресу: "адрес" общей площадью ... кв.м, общим объемом ... куб.м. (географические координаты N град. ... мин) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца.
Судья:
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.