Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего - судьи Томского районного суда Стереховой С.А.,
при секретаре Борисовой Е.А.,
с участием:
представителя процессуального истца, помощника прокурора Томского района
Федько П.С.,
ответчика Ефремова В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело N 2-526/12 по иску прокурора Томского района Томской области к Администрации Т сельского поселения о понуждении к установке пожарных мотопомп в "хххх" организации обучения мотористов(водителей), закрепленных за мотопомпами на территории Т сельского поселения, по работе с пожарными мотопомпами, отработке порядка доставки мотопомп в Т сельском поселении к месту пожара, обустройству водонапорной башни по ул "хххх" в с. Т, водонапорной башни в "хххх" приспособлением для отбора воды пожарной техникой,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Томского района Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Т сельского поселения о понуждении установить пожарные мотопомпы в "хххх", организовать обучение мотористов(водителей), закрепленных за мотопомпами на территории Т сельского поселения, по работе с пожарными мотопомпами, отработать порядок доставки мотопомп в Т сельском поселении к месту пожара, обустроить водонапорные башни по "хххх" в с. Т, водонапорные башни в д. "хххх" приспособлением для отбора воды пожарной техникой.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Томского района проведена проверка соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Т сельского поселения. В соответствии со ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относятся, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно ст.52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ФЗ "О пожарной безопасности". Согласно ст.63 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования. В соответствии со ст. 11 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно п.31 ППБ 01-03 сельские населённые пункты, садовые товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. В соответствии с п.107 ППБ 01-03 за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара. Однако в нарушение указанных требований закона пожарные мотопомпы в д. "хххх" отсутствуют, не организовано обучение мотористов, закрепленных за мотопомпами и не отработан порядок доставки мотопомп к месту пожара. Кроме того водонапорные башни по "хххх", пе "хххх" в "хххх", и в "хххх" в "хххх" не оборудованы приспособлением для отбора воды пожарной техникой, что подтверждается актом проверки Х от 11.04.2012, проведенной ОНД Томского района УНД ГУ МЧС России по Томской области. Неисполнение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровья населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории поселения, имуществу граждан, территории поселения и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населенных пунктов муниципального образования.
В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Федько П.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик, глава администрации Ефремов Е.П. в судебном заседании пояснил, что мотопомп в указанных прокурором населенных пунктах действительно нет, так как не выделены средства на их приобретение. Поскольку нет мотопомп, то нет смысла отрабатывать порядок их доставки и обучение мотористов. Источники для отбора воды пожарной техникой мы заменяем в соответствии с теми источниками, которые стоят на балансе Т сельского поселения.
Заслушав пояснения представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, суд считает требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства и целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества юридических или физических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313).
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Т сельское поселение является муниципальным образованием, образованным Законом Томской области от 12.11.2004 N241-ОЗ "О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района" и наделенным указанным законом статусом сельского поселения, что также подтверждается уставом муниципального образования " Т сельское поселение", зарегистрированным 30.12.2005 (с изм. от 31.03.2010).
Согласно п.п.8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. от 03.05.2011) к вопросам местного значения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст.52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ст.63 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится в частности организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре (п.4 ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 "О пожарной безопасности").
В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N313, для населенных пунктов расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при пожарах на здания и сооружения.
В соответствии с п.31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N313, сельские населенные пункты для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу.
Согласно п.107 ППБ 01-03 за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Т сельского поселения установлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно пожарные мотопомпы отсутствуют в "хххх" не организовано обучение мотористов, закрепленных за мотопомпами и не отработан порядок доставки мотопомп к месту пожара. Кроме того водонапорные башни по ул. "хххх" не оборудованы приспособлением для отбора воды пожарной техникой, что подтверждается актом проверки N27 от 11.04.2012, проведенной ОНД Томского района УНД ГУ МЧС России по Томской области.
Из содержания указанного акта следует, что проверка проведена с участием главы администрации Т сельского поселения Ефремова В.П., что удостоверено подписью последнего в акте проверки.
При этом, каких либо замечаний, либо заявлений Ефремовым В.П. в акт проверки не занесено.
Из распоряжений N2 от 11.01.2012 и N 5 от 02.05.2012 следует, что в "хххх", "хххх" "хххх" в настоящее время администрацией Т сельского поселения отработан порядок доставки мотопомп.
Обучение мотористов, закрепленных за мотопомпами в с "хххх" проведено сотрудниками ПЧ-4 ФГКУ "5 отряд ФПС по Томской области", что подтверждается письмом начальника Томского сельского гарнизона пожарной охраны от 28.05.2012 N 5-1-18-334.
Учитывая изложенное, а именно добровольное исполнение администрацией Т сельского поселения требований, заявленных прокурором Томского района Томской области в части понуждения к организации обучения мотористов(водителей) и отработке порядка доставки мотопомп в "хххх" названные исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворению не подлежат.
Иных доказательств исправления выявленных нарушений требований пожарной безопасности, либо их отсутствие ответчиком суду не представлены.
Согласно ответа начальника отделении надзорной деятельности Томского района Томской области МЧС России В.Е.А. от 04.06.2012 N 3-19-363 в акте проверки N 27 от 11.04.2012 указаны нарушения обязательных требований пожарной безопасности, допущенные к указанным источникам противопожарного водоснабжения, с учетом указанных 16.05.2012 Главой Т сельского поселения сведений о наличии в населенных пунктах Т сельского поселения источников наружного противопожарного водоснабжения.
При таких обстоятельствах, суд находит требования, заявленные прокурором Томского района Томской области к Администрации Т сельского поселения в части установки пожарных мотопомп в "хххх"; организации обучения мотористов(водителей), закрепленных за мотопомпами в "хххх", по работе с пожарными мотопомпами, отработке в названных населенных пунктах порядка доставки мотопомп в к месту пожара; обустройству водонапорных башен по ул. "хххх" в "хххх" приспособлением для отбора воды пожарной техникой, обоснованными, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и объективно подтверждаются доказательствами, представленными в суд.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Томского района Томской области подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Томского района Томской области частично удовлетворить.
Обязать администрацию Т сельского поселения установить пожарные мотопомпы в "хххх"; организовать обучение мотористов(водителей), закрепленных за мотопомпами в "хххх", по работе с пожарными мотопомпами, отработать в названных населенных пунктах порядок доставки мотопомп в к месту пожара; обустроить водонапорные башни по "хххх", пе "хххх" в "хххх", водонапорные башни в "хххх" приспособлением для отбора воды пожарной техникой.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий -
судья Томского районного суда
Томской области подпись С.А. Стерехова
В окончательной форме решение принято 18 июня 2012 года.
Копия верна: судья
С.А.Стерехова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.