РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,
с участием:
представителя заявителя Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" Дергановой Ю.Н.,
заинтересованных лиц Гибадуллиной С.С., Крутихиной Р.Ф.,
при секретаре Мусиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1150/2012 по заявлению Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - часть жилого дома общей площадью "..." кв.метров, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование требований указано, что спорный объект недвижимого имущества представляет собой жилое помещение - часть жилого дома "адрес" и является бесхозяйным недвижимым имуществом.
Решением Арбитражного суда Свердловской области ОАО "Тагиллес" признано несостоятельным (банкротом) Определением Арбитражного суда Свердловской области от 16 мая 2005 года завершено конкурсное производство в отношении данного Общества; ДД.ММ.ГГГГ об этом внесена запись в налоговом органе.
В органах осуществляющих регистрацию недвижимого имущества сведения о принадлежности данного имущества не зарегистрированы. ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимого имущества принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого им3ущетсва
В соответствии с ч.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В качестве заинтересованных лиц заявитель привлек зарегистрированных в спорной квартире лиц, а именно Гибадуллину С.С., Гибадуллина А.С., Бобкову З.С., Яглямунова Я.С., Крутихина М.А.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, поддержал предмет, основание заявленных требований, подтвердил доводы, изложенные в их обоснование.
Заинтересованное лицо Гибадуллина С.С. не возражала против заявленных требований, суду пояснила, что "адрес" предоставили ее супругу в "..." году по месту работы - ОАО "Тагиллес" на семью "...". Жилое помещение расположено в одноэтажном доме на двух хозяев, отопление в доме печное, в квартиры дома разные входы, колонка и туалет расположены на улице.
Заинтересованное лицо Крутихина Р.Ф. также не возражала против заявленных требований, подтвердила пояснения Гибадуллиной С.С.
Заинтересованные лица: Бобкова З.С., Яглямунов Я.С., Крутихин М.А.., надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явились, о причине неявки не сообщили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие либо отложить; письменный отзыв по заявленным требования суду не предоставили. В соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка заинтересованных лиц не препятствует суду рассмотреть дело по существу в их отсутствие.
Заслушав пояснения представителя заявителя, заинтересованных лиц Гибадуллиной С.С., Крутихиной Р.Ф., исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в редакции от 3 мая 2011 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
На основании п.п.1, 3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пункта 21 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580 (в редакции от 12 ноября 2004 года), принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.
Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом (часть 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника (часть 2 статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно кадастровому паспорту спорного помещения от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимого имущества представляет собой часть жилого дома (литеры А,а1), расположенного в "адрес" (л.д. 6).
По сведениям муниципального казенного учреждения "Служба правовых отношений", в "адрес" зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ Гибадуллин А.С., Гибадуллина С.С., Бобкова З.С., Крутихина Р.Ф., с ДД.ММ.ГГГГ - Яглямунов Я.С., с ДД.ММ.ГГГГ - Крутихин М.А. (л.д. 13).
По сведениям СОГУП "Областной Центр недвижимости" Филиал "Горнозаводское БТИ", правообладателем данного недвижимого имущества является Производственное лесозаготовительное объединение "Тагиллес" (л.д. 7). Управление инвестиций, архитектуры и градостроительства по Свердловской области также указало том, что "адрес" был предоставлен АООТ "Тагиллес" (л.д. 10).
Таким образом, установлено, что жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, построен государственным предприятием, и относился к ведомственному жилищному фонду, в последующем предприятие акционировалось в ОАО "Тагиллес".
По сведениям налогового органа, Открытое акционерное общество "Тагиллес" снято с налогового учета в связи с прекращением осуществления деятельности (банкротством) (л.д. 4).
Часть жилого дома "адрес" принята на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и зарегистрирована в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ с присвоением условного номера N (л.д. 5).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", действовавшего до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находившийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию. Аналогичные положения закреплены и в статье 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 статьи 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ, социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
Таким образом, спорное жилое помещение в период акционирования предприятия и его ликвидации в муниципальную собственность передано не было, что подтверждается справкой N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), иной собственник также не определен, что подтверждается сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, поэтому в силу п.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ жилое помещение является бесхозяйной недвижимой вещью (л.д. 8, 11, 12).
Поскольку в течение года с момента постановки жилого помещения на учет как бесхозяйного его правообладатель не установлен, ограничения (обременения) права, правопритязания, заявленные в судебном порядке права требования не зарегистрированы, суд приходит к выводу о том, что спорное недвижимое имущество не имеет собственника.
Принимая во внимание, что недвижимая вещь приняты на учет в установленном порядке и по истечении года со дня постановки бесхозяйных недвижимых вещей на учет заявитель обратился в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 293 (часть 2), 338, 338 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием "город Нижний Тагил" Свердловской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества - часть жилого дома общей площадью "..." кв.метров (литеры "...") с кадастровым (условным) номером N, расположенный в доме "адрес".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы или апелляционного протеста через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.