РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2012 года Ленинский районный суд г.Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,
с участием помощника Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Свердловской области Куликова Е.В.,
представителя Комитета по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил Чусовитина А.Д.,
при секретаре Вязовик А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-638 (2012) по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" и Комитету по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" и Комитету по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды.
В судебном заседании помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора исковые требования поддержал, указав, что природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования "город Нижний Тагил" Свердловской области.
В ходе проверки установлено, что на территории Тагилстроевского района города с левой стороны подъездной дороги "адрес" расположена несанкционированная свалка отходов производственного и бытового потребления в виде бетонных дорожных и тротуарных бордюров, бетонных плит и отработанного асфальто-бетонного дорожного покрытия, отходы сброшены на почву в рядом расположенный лог (высота откоса лога 7-8 метров), где проходит высоковольтная линия электропередач, общей площадью не менее "..." кв.метров. Объем размещенных на несанкционированной свалке отходов составляет не менее "..." куб.метров на земельной площадке вдоль подъездной дороги, и по откосу лога не менее "..." куб.метров., географические координаты свалки: "...".
В нарушение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды органом местного самоуправления не осуществляется должным образом организация деятельности по безопасному обращению с отходами. Несанкционированные свалки твердых бытовых отходов оказывают неблагоприятноевоздействие на окружающую среду, а бездействие органов местногосамоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на положения ст.3, ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.п.24, 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.8, п.п.1, 2 ст.13, ч.5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", просил возложить на ответчиков обязанность в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования "город Нижний Тагил", надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился, не просил об отложении дела либо рассмотрении в его отсутствие, направил в суд письменные возражения на исковое заявление, в котором иск не признал, полагал, что администрация города является ненадлежащим ответчиком в данном споре, поскольку Комитет по городскому хозяйству является самостоятельным юридическим лицом, в обязанности которого входит организация сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов. Кроме того, указал, что прокурор не предпринял мер к установлению лиц, выбрасывающих мусор на несанкционированную свалку, в связи с этим законом предусмотрено, что в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории. Считает, что прокурором не доказан тот факт, что Администрацией города предприняты недостаточные меры к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, следовательно, нет оснований возлагать на Администрацию муниципального образования город Нижний Тагил обязанности по ликвидации несанкционированной свалки (л.д. 27-28). На основании п.3 ст.167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело без его участия
Представитель муниципального учреждения "Комитет по городскому хозяйству" администрации города Нижний Тагил исковые требования признал частично, указал, что при наличии судебного решения будет решаться вопрос о ликвидации спорной свалки, однако на сегодняшний день в программу утилизации свалок она не включена.
Заслушав прокурора, представителя ответчика Комитета по городскому хозяйству Администрации города Нижний Тагил, огласив возражения представителя Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил", исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.
Статья 7 того же Федерального Закона относит к вопросам местного значения органов местного самоуправления организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора
Согласно п.п.1, 2 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских и иных поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления.
Статья 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 года N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления" возлагает на органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством осуществлять экологическое просвещение на территории Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе информировать население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, в соответствии с федеральным законодательством обеспечивать организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п.11, 24 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п.24 ч.1 ст.5 и п.24 ч.1 ст.29 Устава города Нижний Тагил, утвержденного решением Нижнетагильской городской Думы от 24.11.2005 года N 80, к вопросам местного значения и полномочиям администрации города относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Решением Нижнетагильской городской Думы от 20.12.2007 года N 69 учрежден Комитет по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил и утверждено Положение о Комитете по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил.
Согласно ст.1 Положения, Комитет по городскому хозяйству является отраслевым органом Администрации города Нижний Тагил, уполномоченным по организации комплекса благоустройства города, строительства, транспорта и связи. Комитет по городскому хозяйству действует на основании Устава города Нижний Тагил и настоящего Положения, наделяется правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в органах, осуществляющих казначейское исполнение бюджета города, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в судах всех уровней.
Комитет входит в структуру Администрации города Нижний Тагил. Должности специалистов комитета являются должностями муниципальной службы. Координацию деятельности Комитета по городскому хозяйству осуществляет заместитель Главы Администрации города по городскому хозяйству и строительству.
К полномочиям Комитета по городскому хозяйству п.5 ст.3 Положения относит организацию сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых отходов.
Имущество, используемое Комитетом при осуществлении возложенных на него функций, является муниципальной собственностью. За Комитетом в установленном законодательством порядке закрепляется движимое и недвижимое имущество, необходимое для достижения возложенных на Комитет задач. В отношении указанного имущества Комитет осуществляет в пределах, установленных законом, и назначением имущества права владения и пользования.
Финансирование Комитета осуществляется по бюджетной смете в пределах средств на содержание комитета, утвержденных на соответствующий финансовый год Решением городской Думы. Комитет отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (ст.7 Положения).
Согласно экспертному заключению N по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования "город Нижний Тагил", проведенного ГКУ СО "Центр экологического мониторинга и контроля" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе обследования выявлена несанкционированная свалка на территории Тагилстроевского района, размещенная с левой стороны подъездной дороги "адрес", отходы сброшены на почву в рядом расположенный лог (высота откоса лога 7-8 метров), где проходит высоковольтная линия электропередач. Отходами захламлен обширный земельный участок общей площадью не менее "..." кв.м. Объем размещенных на несанкционированной свалке отходов составляет на земельной площадке вдоль подъездной дороги не менее "..." куб.метров и по откосу лога не менее "..." куб.метров. Географические координаты свалки: "...". На свалке размещены отходы, образованные в результате проведения работ по благоустройству улиц и дворов города: отработанные тротуарные и дорожные бордюры, обломки бетонных тротуарных плит, снятое асфальто-бетонное дорожное покрытие, а также твердые бытовые отходы, отходы от эксплуатации гаражей (в основном бытовые отходы) Данные виды отходов в соответствии с приказом МПР России от 02 декабря 2002 года N 786 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" в редакции приказа МПР России от 30 июля 2003 года N663 "О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов", утвержденный приказом МПР России от 02 декабря 2002 года N786 классифицируются как: бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме, отходы асфальтобетона и/или асфальтобетонной смеси в кусковой форме, мусор от бытовых помещений организаций несортированный. Для сбора мусора от эксплуатации гаражей, как показал осмотр территории гаражных кооперативов, площадки для временного накопления отходов не оборудованы, контейнеры не установлены. Вблизи гаражей имеется один контейнер на "..." куб.м., установленный на бетонной плите и огражденный сеткой рабицей, принадлежащий ИП Корюшину А.В., который на момент обследования пуст (л.д. 11-13).
К заключению приложена фототаблица с места организации несанкционированной свалки, которая подтверждает наличие свалки (л.д. 14-15).
В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал факт организации несанкционированных свалок на территории Тагилстроевского района г.Н.Тагила. Экспертное заключение N ответчики также не оспаривали.
Таким образом, суд полагает установленным то обстоятельство, что органом местного самоуправления на территории города Нижний Тагил не осуществляется должным образом организация деятельности по безопасному обращению с отходами, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Поскольку организация сбора, вывода, утилизации и переработки бытовых отходов относится к вопросам местного значения, Комитет по городскому хозяйству входит в структуру администрации города, которая и координирует его действия по всем вопросам, в том числе и по спорному вопросу, финансирование деятельности Комитета осуществляется за счет средств местного бюджета, суд полагает, что администрация муниципального образования "город Нижний Тагил" является надлежащим ответчиком в данном споре.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос об установлении срока выполнения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок бытовых и производственных отходов, суд принимает во внимание положения Федерального Закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", устанавливающего способы размещения заказов путем проведения торгов, что потребует не менее двух месяцев, суд полагает возможным установить ответчикам четыре месяца для устранения нарушений прав граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" и Комитету по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил Свердловской области о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "город Нижний Тагил" и Комитет по городскому хозяйству администрации города Нижний Тагил Свердловской области в срок не позднее четырех месяцев с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории Тагилстроевского района города Нижний Тагил с левой стороны подъездной дороги "адрес" объемом не менее "..." куб.метров и по откосу рядом расположенного лога, где проходит высоковольтная линия электропередач, объемом не менее "..." куб.метров на площади не менее "..." кв.метров с географическими координатами: "...".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.