РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,
с участием представителя ответчика Черноморцева В.Г.,
при секретаре Мусиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-637(2012) по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Аист" о возложении обязанности разработать и утвердить норматив допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, оформить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду и на пользование водным объектом,
УСТАНОВИЛ:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Аист" о возложении обязанности разработать и утвердить норматив допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты и оформить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду и на пользование водным объектом в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указал, что основной деятельностью ООО "Аист" является предоставление услуг по оздоровлению и отдыху населения, а также проведение спортивно-развлекательных мероприятий. ООО "Аист" является водопользователем. Водозабор осуществляется посредством двух скважин N (эксплуатационная скважина), N (резервная скважина), расположенных на территории муниципального образования города Нижний Тагил в Ленинском районе города Нижний Тагил, "адрес". Водоотведение ООО "Аист" осуществляется посредством выпуска нормативно-очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в безымянное болото, находящееся между склонами горы Долгая и Тонским отвалом. В географическом отношении этот участок относится к бассейну реки Рудянки-левобережный малый приток реки Тагил.
При проведении обследования ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ответчиком производился сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в безымянное болото. Специалистами отдела технологического лабораторного контроля за источниками загрязнения ГКУСО "ЦЭМИК" были отработаны пробы воды. Из результатов анализов следует, что очистка хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляется с низкой эффективностью (по нитритам, сульфатам, фосфору фосфатов концентрации загрязняющих веществ после очистки меняются незначительно), по азоту аммонийному, нитратам после очистки происходит увеличение загрязняющих веществ. Кроме того, был произведен гидробиологический анализ активного ила (биопленки). Согласно протоколу N от ДД.ММ.ГГГГ, биопленка на обследованных камнях отсутствует. В прошедшей через биофильтр воде найдено небольшое количество активного ила, были выявлены единичные представители простейших и многоклеточных организмов, типичных для активного ила. Очистка сточной воды осуществляется частично. Таким образом, в результате неудовлетворительной работы очистных сооружений ООО "Аист" допускается сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в безымянное болото с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект, а именно с превышением ПДК для рыбохозяйственных водоемов по азоту аммонийному в "..." раза, по БПК5 в "..." раза, по железу в "..." раза, по нитритам в "..." раза, по нитритам в "..." раз, по фосфору фосфатам в "..." раза. Сброс сточных вод в безымянное болото ООО "Аист" осуществляется без оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование. Фактический расход сточных вод за "..." год по данным госстатотчета по форме 2-ТП (водхоз) составил "..." тысяч м.куб. воды. Указанный вид водопользования ответчик осуществляет в отсутствие правоустанавливающих документов на пользование водным объектом для сброса сточных вод.
В соответствии со ст.9 Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 года N 74-ФЗ, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, установленном главой 3 настоящего кодекса. Согласно ст.5 Водного кодекса РФ, реки отнесены к поверхностным водным объектам.
Частью 2 ст.11 Водного кодекса РФ установлено, что водные объекты всех форм собственности предоставляются в пользование для сброса сточных объектов в пользование для сброса сточных и дренажных вод.
ООО "Аист" осуществляет пользование водным объектом для сброса значительного количества сточных вод в отсутствие обязательного решения, заключаемого с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, которым в пределах их полномочий в соответствии со ст.22 Водного кодекса РФ должны быть возложены обязательные условия на водопользователя: цели, виды и условия использования водного объекта, срок действия решения, указание места сброса сточных вод, объем допустимых сбросов, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.
Кроме того, в нарушение ст.35 Водного кодекса РФ ООО "Аист" не имеет согласованных в установленном законом порядке нормативов допустимого воздействия загрязняющих веществ на водный объект.
В соответствии со ст.ст.22, 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности природопользователям установлен норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов на окружающую среду. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений.
В соответствии со ст.ст.39, 44 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые или очистные сооружения; использовать водный объект для сброса сточных вод с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки исполнения водного законодательства, прокуратурой выявлено, что у ответчика не имеется разработанных и утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, сброс загрязняющих веществ производится без специального разрешения. В связи с этим возбуждены дела об административном правонарушении в отношении ответчика и его должностных лиц.
Самовольное пользование водным объектом ответчиком в виде несанкционированного сброса загрязненных сточных вод нарушает права государства на охрану водного объекта, неопределенного круга лиц на свободу водопользования, создает угрозу его загрязнения, то есть нарушает свободу водопользования, конституционное право граждан на отдых, здоровье, благоприятную окружающую среду.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства РФ N 400 от 30 июля 2004 года, Положением об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ N 801 от 25 декабря 2006 года, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и его территориальные отделения на местах, к которым относится Управление Росприроднадзора по Свердловской области, представляют интересы государства в сфере контроля и надзора за использованием водных объектов, находящихся в федеральной собственности.
Таким образом, ответчик на протяжении длительного времени осуществляет сброс в водный объект неочищенных сточных вод, что влечет нарушение ст.39 Федерального закона "Об охране окружающей среды", согласно которой юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания?.сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды?в соответствии с законодательством.
Согласно ст.21 Федерального закона "Об окружающей среде", нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ (ПДК). Для достижения нормативов качества окружающей среды законом установлено требование об определении для каждого источника загрязнений норматива предельно допустимых воздействий, к которым относятся, в том числе, и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, установленных в виде нормативов допустимого воздействия на водные объекты, соблюдение которых является обязанностью каждого предприятия.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (л.д. 31-32).
В судебное заседание прокурор не явился, просил дело рассмотреть без своего участия, указав, что на иске настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью "Аист" - Черноморцев В.Г., в судебном заседании иск Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц признал полностью, указав, что работа по оформлению разрешения в настоящее время проводится и будет закончена к ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Нижний Тагил и Пригородном районе, в суд не явился, направил письменный отзыв, в котором поддержал заявленные прокурором требования, просил провести судебное заседание в его отсутствие (л.д. 39).
Кроме того, в суд направил свой письменный отзыв Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в котором указал, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Приказом Минприроды России от 14 сентября 2011 года N758 утвержден список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Свердловской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Согласно данному перечню ООО "Аист" к таковым объектам не относится. Региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на подлежащих региональному государственному контролю и надзору объектах на территории Свердловской области осуществляет Министерство природных ресурсов Свердловской области. На этом основании считает, что правовых оснований для участия в производстве по данному делу у него не имеется (л.д. 37).
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела: устав Общества с ограниченной ответственностью "Аист" (л.д. 8-10), экспертное заключение N ГКУСО "Центр экологического мониторинга и контроля" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-14), акт отбора N проб природных и сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-17, 19-20), постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18, 21), сведения об использовании воды за 2010 год (л.д. 22-23), суд полагает, что признание ответчиком иска соответствует требованиям закона, не нарушает прав и законных интересов других лиц, подлежит принятию судом и является основанием к вынесению решения об удовлетворении заявленных требований (статьи 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 12, 39, 173, 194-198, 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Аист" в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и получить утверждение нормативов предельно допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Аист" в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду, установленных в виде нормативов допустимого воздействия на водные объекты (НДС) и разрешение на пользование водным объектом.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (протест) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.