РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 мая 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,
с участием представителей истцов Дубровина А.С. и Злодеевой Г.В.,
третьих лиц Дубровиной Т.М. и Боровковой Л.А.,
при секретаре Мусиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-421 (2012) по иску Дубровина С. В. к администрации муниципального образования "город Нижний Тагил", Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о признании действий ответчика незаконными, признании за истцом права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, возложении обязанности на ответчика совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Дубровин С.В., ветеран Великой Отечественной войны, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "город Нижний Тагил", указав, что до ДД.ММ.ГГГГ он со своей супругой проживал в "адрес" в неблагоустроенном доме. В связи с ухудшением состояния здоровья вынуждены были переехать к сыну в г.Н.Тагил, где они стали проживать в квартире площадью "..." кв.метров по "адрес", принадлежащей в "..." доле сыну и его супруге, в "..." - дочери сына. В настоящее время в квартире проживают "..." человек - "...". В ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ он обращался в администрацию города Нижний Тагил с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, но ему дважды отказывали, поскольку с учетом установленной учетной нормы площади жилого помещения на территории города Нижний Тагил на одного человека он не нуждается в улучшении жилищных условий. Полагал, что это решение является необоснованным, поскольку социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны является обязанностью государства. В соответствии с Федеральным Законом "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки является предоставление жилых помещений этой категории граждан. Истец проживает в квартире, которая не отвечает надлежащим образом установленным для жилых помещений требованиям, поскольку комната площадью "..." кв.метра угловая, очень холодная, все углы и швы в плесени, что подтверждается актами осмотра помещения в "..." и "..." годах. Квартира расположена на "..." этаже, истцу тяжело подниматься и спускаться в силу престарелого возраста и состояния здоровья, он два года не выходит на улицу и не дышит свежим воздухом. Просил признать отказ администрации города Нижний Тагил Управления учета и распределения жилья о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий необоснованным, обязать поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставить ему жилое помещение по договору социального найма или в собственность.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", Министерство финансов Свердловской области, Дубровина Т. М. и Боровкова Л. А., собственники квартиры по "адрес", проживающие в этом жилом помещении.
Исковые требования истцом дополнены требованием о признании за ним права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и Федерального закона "О ветеранах".
В судебном заседании представитель истца не поддержал исковые требования о возложении обязанности поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения по договору социального найма или в собственность, однако от заявленных требований не отказался, поэтому в силу ст.196 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд рассматривает иск в пределах заявленных исковых требований.
В обоснование иска представители истца пояснили суду, что квартира по "адрес" была приватизирована в равных долях сыном истца Дубровиным А.С., его супругой Дубровиной Т.М., сыном Д.С.А. и дочерью Д.Л.А., сменившей в связи с замужеством фамилию на Боровкову. Соглашением между собственниками этого жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок пользования этим жилым помещением, по которому сын истца Дубровин А.С. пользуется комнатой площадью "..." кв.метров, его супруга Дубровина Т.М. - комнатой площадью "..." кв.метров, Д.С.А. - комнатой площадью "..." кв.метра, Боровкова Л.А. - комнатой площадью "..." кв.метра. По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Д.С.А. подарил принадлежащую ему "..." долю сестре Боровковой Л.А., которая стала собственником "..." доли в праве собственности на это жилое помещение. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане. Истец Дубровин С.В. и его супруга Д.М.И. вселились в жилое помещение по "адрес" на основании договора найма жилого помещения, заключенного с собственником "..." доли в праве собственности на это жилое помещение Боровковой Л.А., членом семьи которой истец не является. Истец до переезда в г.Н.Тагил проживал в "адрес" в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме. После переезда в г.Н.Тагил дом был продан, однако данное обстоятельство нельзя расценить как умышленное ухудшение истцом своих жилищных условий, поскольку в силу престарелого возраста он нуждался в помощи своего сына и не мог проживать в неблагоустроенном жилом доме. Таким образом, истец, не имеющий в собственности жилого помещения, членом семьи собственника жилого помещения по "адрес" Боровковой Л.А. не является, поэтому нуждается в получении жилого помещения. Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области утверждает, что истец вселился в это жилое помещение в качестве члена семьи своего сына, собственника "..." доли жилого помещения, на долю которого приходится "..." кв.метров "...". В этом случае на долю каждого члена этой семьи, состоящей из трех человек - Дубровина А.С. и его родителей Дубровина С.В., Д.М.И., приходится по "..." кв.метра "...".
Представитель ответчика - администрации города Нижний Тагил, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причине неявки суд не уведомил. На основании п.4 ст.167 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
При подготовке дела к судебному разбирательству исковые требования не признал и пояснил, что истец является членом семьи собственников жилого помещения - квартиры по "адрес" и вправе пользоваться всем жилым помещением. Учетная норма жилого помещения составляет "..." кв.метров на 1 человека, с учетом количества проживающих в квартире и размера общей площади жилого помещения на каждого проживающего в квартире приходится более учетной нормы, поэтому истец не нуждается в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры "адрес" в судебное заседание не явился. В письменном отзыве по иску просил дело рассмотреть без своего участия. С заявленными требованиями не согласился и просил отказать Дубровину С.В. в их удовлетворении, указав, что на основании п.7 постановления Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", жилые помещения ветеранам Великой Отечественной войны предоставляются по договорам социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным Кодексом РФ. Согласно ч.8 ст.57 Жилищного Кодекса РФ, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет. В связи с тем, что Дубровин А.С. совершил отчуждение принадлежащего ему жилого помещения в "..." году, постановка его на учет в качестве нуждающегося возможна не ранее 2014 года. При решении вопроса о постановке истца на учет в качестве нуждающегося необходимо учитывать условие нуждаемости в улучшении жилищных условий. На данный момент истец проживает в жилом помещении, площадь которого из расчета на каждого члена семьи превышает учетную норму, установленную на территории муниципального образования "город Нижний Тагил". Обстоятельства, на которые ссылается истец о ненадлежащем качестве жилого помещения, в котором он проживает, не могут быть приняты во внимание при решении вопроса о предоставлении жилого помещения истцу как инвалиду Великой Отечественной войны, так как указанное жилое помещение не признано непригодным в установленном законодательством порядке, устранение недостатков жилого помещения также производится в установленном действующим законодательством порядке. В связи с тем, что истцом не приведены доказательства нуждаемости в улучшении жилищных условий, просил отказать в удовлетворении исковых требований (л.д.87-88).
Представители третьих лиц - Министерства финансов Свердловской области и Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, о причине неявки суд не уведомили, не просили об отложении дела или рассмотрении дела без своего участия. На основании п.3 ст.167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без их участия.
Третьи лица Дубровина Т.М. и Боровкова Л.А. исковые требования истца и доводы в их обоснование поддержали.
Третье лицо Дубровина Т.М. суду пояснила, что в квартире проживает три семьи, истец и его супруга преклонного возраста, плохо слышат, поэтому громко разговаривают, проживать с ними в одной квартире сложно.
Третье лицо Боровкова Л.А. пояснила, что в квартире по "адрес" проживает с дочерью и супругом. Подтвердила факт заключения соглашения между собственниками о порядке пользования квартирой по "адрес" и договора найма с истцом.
Заслушав представителей истца, третьих лиц, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.4 Федерального Закона РФ N 5-ФЗ "О ветеранах", к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (инвалиды войны) относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
военнослужащие ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе.
Дубровин С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: "адрес", призванный "..." ВКР и прибывший из "..." учебно-стрелкового полка, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу во флотском полуэкипаже "..." военной флотилии, который входил в состав действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ убыл в тыл "..." военной флотилии для прохождения дальнейшей службы.
По своему социальному статусу Дубровин С. В. относится к категории инвалидов Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой военного комиссариата "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.14), архивной справкой Центрального военно-морского архива о том, что Дубровин С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу во флотском полуэкипаже Дунайской военной флотилии, который входил в состав действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), удостоверением N от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверяющим право истца на льготы и преимущества, установленные законодательством для участников Великой Отечественной войны ст.14 Федерального закона "О ветеранах" (л.д.23), справкой медико-социальной экспертизы об установлении истцу второй группы инвалидности бессрочно в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы (л.д.25). Это обстоятельство не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрена мера социальной поддержки для инвалидов войны в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
В силу пункта 1, пункта 2 статьи 23.2 этого Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
На основании подп.2 п.3, п.3.1 ст.23.2 этого Федерального Закона, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. По письменным заявлениям инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" в редакции от 09.01.2010 года предписано считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
На основании ст.49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексоми (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Этим категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Согласно этому Порядку, формирование списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления представляют изменения в списки в Министерство экономики Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" (п.п.3-5).
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны реализуются в форме предоставления жилых помещений в виде однокомнатной квартиры не менее 36 квадратных метров, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма либо в форме предоставления за счет средств федерального бюджета единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений (далее - единовременная денежная выплата), ветеранов и инвалидов - в форме предоставления жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации (п.6, 7).
Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", которое в порядке, установленном Федеральным законом 21 июля 2005 года N 94-ФЗ, размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий год,; осуществляет действия по регистрации построенных (приобретенных) для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов жилых помещений в собственность Свердловской области; передает в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документы, необходимые для зачисления жилых помещений, построенных (приобретенных) для ветеранов Великой Отечественной войны, в казну Свердловской области (п.п.10, 16, 17).
Жилые помещения, построенные (приобретенные) для ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов, распределяются по предложениям глав муниципальных образований в Свердловской области в соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области; поступают в казну Свердловской области, и безвозмездно передаются в муниципальную собственность для последующего предоставления ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам и инвалидам по договорам социального найма (п.18).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указаны в ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно которой к такой категории относятся граждане,
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ст.50 Жилищного Кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Постановлением Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно ст.52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что Дубровин С.В. собственником объектов недвижимости не является, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит..
До ДД.ММ.ГГГГ истец Дубровин С. В. и его супруга Д.М.И. проживали по адресу: "адрес", на территории Анастасовского сельского поселения в приватизации жилья не участвовали и на улучшении жилищных условий на очереди не состояли, недвижимого имущества в собственности не имеют (л.д.22, 56- 61).
Как пояснили представители истца, в "..." году Дубровины С.В. и М.И. продали жилой дом, в котором они проживали в Чувашской Республике, и переехали на постоянное место жительства к сыну Д.С.А., проживающему в "адрес".
Квартира по "адрес" на основании договора купли-продажи (передачи) квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ N была передана в равнодолевую собственность Дубровина А. С., Дубровиной Т. М., Д.С.А. и Д.Л.А., сменившей в связи с замужеством фамилию на Боровкову (л.д.11).
По договору дарения Д.С.А. подарил принадлежащую ему "..." долю в праве общей долевой собственности на это жилое помещение Боровковой Л. А., которая стала собственником "..." доли в праве общей долевой собственности на квартиру "адрес" (л.д.12, 94, 95).
В настоящее время в квартире зарегистрированы по месту жительства Дубровин А. С., "..." года рождения, его супруга Дубровина Т. М., их дочь Боровкова Л. А., истец Дубровин С. В., "..." года рождения, его супруга Д.М.И., "..." года рождения, внучка Б.М.А,, "..." года рождения (л.д.20, 53, 62).
По договору найма от ДД.ММ.ГГГГ собственник "..." доли в праве общей долевой собственности на квартиру "адрес" Боровкова Л. А. предоставила Нанимателям Дубровину С. В. и Д.М.И. во временное пользование сроком до ДД.ММ.ГГГГ комнату площадью "..." кв.метра на основании соглашения между собственниками жилья на основании ст.247 Гражданского кодекса РФ в четырехкомнатной квартире по адресу: "адрес" с оплатой за наем помещения в размере "..." рублей в месяц (л.д.93).
В обоснование возражений представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры ссылался на то обстоятельство, что истец приобретет право на улучшение жилищных условий не ранее чем через "..." лет после продажи принадлежащего ему жилого дома в "адрес", поскольку эта сделка привела к ухудшению жилищных условий истца.
Однако действия истца по продаже жилого дома в "адрес" нельзя расценивать в качестве умышленных, направленных на сознательное ухудшение своего жилищного положения, поскольку продажа дома и переезд на постоянное место жительства в г.Нижний Тагил к сыну был связан с преклонным возрастом истца и его супруги, препятствующим самостоятельному ведению домашнего хозяйства в неблагоустроенном жилом доме без центрального отопления и водоснабжения.
В то же время, суд не может согласиться и с доводами представителей истца о том, что истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ как не являющийся членом семьи собственника жилого помещения.
Позиция представителей истца сводится к тому, что истец Дубровин С.В. является членом семьи только одно из трех собственников - сына Дубровина А.С. и не является членом семьи других собственников - его супруги Дубровиной Т.М. и дочери Боровковой Л.А.
В то же время, в соответствии с ч.1 ст.31Жилищного Кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно ч.2 ст.31 Жилищного Кодекса РФ, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", определено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
В силу ст.247 Гражданского Кодекса РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Все собственники квартиры по "адрес" в силу ч.1 ст.31 Жилищного Кодекса РФ являются членами одной семьи, поскольку приходятся друг другу супругами, детьми и родителями, проживают в одной квартире. Вселение истца в эту квартиру в качестве родителя одного из собственников Дубровина А.С., проживающего в квартире с супругой и дочерью, позволяет сделать вывод о вселении истца в качестве члена семьи собственника Дубровина А.С., его супруги Дубровиной Т.М. и дочери Боровковой Л.А.
Заключение договора найма жилого помещения между Боровковой Л.А. и Д.С.А. и М.И. не свидетельствует о том, что последние перестали быть членами семьи собственников этого жилого помещения - своего сына, его супруга и дочери.
Заключение соглашения между собственниками квартиры по "адрес" порядка пользования этим жилым помещением не влияет на права истца как члена семьи собственника квартиры.
Из технической документации на квартиру "адрес" усматривается, что квартира состоит из четырех жилых комнат площадью "..." кв.метров, "..." кв.метров, "..." кв.метров, "..." кв.метра, мест общего пользования - кухни, ванной, туалета, коридоров. Общая площадь квартиры составляет "..." кв.метров (л.д.13).
Таким образом, на каждого члена семьи Дубровиных приходится по "..." кв.метров общей жилой площади "...", что превышает учетную норму "..." кв.метров, установленную в муниципальном образовании "город Нижний Тагил".
Согласно ст.54 Жилищного Кодекса РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Поскольку истцом представлены документы, которые не подтверждают право истца стоять в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, администрацией города Нижний Тагил обоснованно отказано истцу в постановке на учет для получения жилья по договору социального найма.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое установило требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
Согласно п.7 Положения, признание жилого помещения, в том числе частного жилого помещения, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания (п.47).
Положением установлены требования, которым должно соответствовать жилое помещение, и основания, по которым жилое помещение может быть признано непригодным для проживания.
В частности, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (п.10).
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п.12)
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п.33).
При осмотре квартиры по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ (акт N), отмечено наличие плесени в правом углу кухни, в углах двух маленьких комнат по периметру. Отопление функционирует в нормальном режиме. При температуре наружного воздуха - "..." градусов в помещении в большой комнате "..." градусов, на кухне "..." градус. Плохо функционирует стояк отопления в маленькой комнате справа. По результатам осмотра принято решение осмотреть утепление технического этажа, произвести ремонт гидроизоляции козырьков, провести обследование швов наружных на герметичность, ревизию вентиляционной шахты в связи с нарушением изоляции (л.д.54).
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт осмотра этой квартиры, в ходе которого в двух маленьких комнатах установлено промерзание стеновых панелей, обои на стенах намокли и отклеились, принято решение о герметизации швов в угловых комнатах (л.д.55).
Поскольку квартира по "адрес" в установленном законом порядке не признана непригодной для проживания, истец не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по этому основанию.
По смыслу Федерального закона РФ "О ветеранах" и Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", эти нормативные акты направлены на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, данное право не является абсолютным и безусловным.
Реализация права на улучшение жилищных условий ветеранов, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с жилищным законодательством РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены ст. 51Жилищного Кодекса РФ.
УказПрезидента РФ направлен на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета не всех участников (ветеранов, инвалидов) ВОВ, а лишь ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к которым истец не относится.
Судом установлено, что Дубровин С.В. относится к категории инвалидов Великой Отечественной войны, имеет право на предоставление меры социальной защиты в части обеспечения жильем, однако нуждающимся в улучшении жилищных условий на условиях договора социального найма не является, поскольку проживает в пригодной для проживания квартире по "адрес", принадлежащей на праве собственности в равных долях сыну истца Дубровину А.С., супруге сына Дубровиной Т.М. и дочери сына Боровковой Л.А., общая площадь квартиры на каждого члена семьи превышает учетную норму.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дубровина С. В. к администрации муниципального образования "город Нижний Тагил", Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714, признании за Дубровиным С. В. права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714, возложении обязанности поставить Дубровина С. В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставить ему жилое помещение по договору социального найма или в собственность, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Н.Тагила в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.