РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2012 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,
с участием: старшего помощника прокурора Пригородного района Свердловской области Парадеева Е.Ю.,
истца Авдюкова Т.В.,
представителя ответчика Ермаковой Е.В.,
при секретаре Мусиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-414(2012) по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах Авдюкова Т. В. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Горноуральского городского округа Свердловской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Пригородного района в интересах Авдюкова Т.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Горноуральского городского округа Свердловской области, указав, что прокуратурой Пригородного района проводилась проверка исполнения законодательства о соблюдении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой было установлено, что Авдюков Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства в "адрес", является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Отца юридически не было, мать умерла, ДД.ММ.ГГГГ установлено попечительство над Авдюковым Т.В. гражданкой Авдюковой Г.В., жилое помещение за ним не закреплялось. ДД.ММ.ГГГГ Авдюков Т.В. поставлен на учет для улучшения жилищных условий, жилья в собственности он не имеет. Администрацией Горноуральского городского округа в адрес СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", являющегося получателем бюджетных средств от распорядителя средств областного бюджета в целях приобретения жилья для детей сирот - Министерства строительства и архитектуры области, направило список лиц, имеющих статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по Горноуральскому городскому округу, в который был включен Авдюков Т.В. Однако жилье для него не приобреталось и ему не распределялось, что повлекло нарушение жилищные прав Авдюкова Т.В., предусмотренных Конституцией РФ, а также федеральным и областным законодательством, в том числе ст.8 Федерального закона N159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.57, ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ. Просил возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной Администрацией Горноуральского городского округа Свердловской области; распределить приобретенное жилое помещение Авдюкову Т.В.; безвозмездно передать приобретенное и распределенное Авдюкову Т.В. жилое помещение в муниципальную собственность Горноуральского городского округа Свердловской области; возложить на администрацию Горноуральского го городского округа Свердловской области предоставить приобретенное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области Авдюкову Т.В. жилое помещение по договору социального найма.
К участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Министерство финансов Свердловской области и Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства".
В судебном заседании старший помощник прокурора Пригородного района Свердловской области Парадеев Е.Ю. заявленные исковые требования, основание и предмет иска поддержал, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Авдюков Т.В. в судебном заседании суду пояснил, что проживал с матерью в "адрес", в жилье отчима, который воспитывал его, дал свою фамилию и отчество, в "..." году мать умерла, на момент ее смерти Авдюкову Т.В. было "..." лет. Потом проживал в "адрес", закончил "..." классов в школе N, поступил в училище, но не доучился, в армии не служил по состоянию здоровья. В настоящее время проживает у родственников матери по адресу: "адрес", официально не работает, зарабатывает временными подработками, в собственности жилья не имеет, в браке не состоит, детей не имеет. Заявленные исковые требования прокурора Пригородного района Свердловской области поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации Горноуральского городского округа Свердловской области Ермакова Е.В., исковые требования признала частично, указала, что после передачи муниципальному образованию жилого помещения, приобретенного для Авдюкова Т.В., свои обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма они выполнят незамедлительно.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве иск не признал, в обоснование возражений по иску указал, что согласно ст.57 Жилищного Кодекса РФ, детям-сиротам жилые помещения предоставляются вне общей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выделяя данную категорию граждан в отдельную группу, имеющую первоочередное перед иными гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, по аналогии с порядком, установленным в ч.1 ст.57 Жилищного Кодекса РФ. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрена "Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения", утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в СОГУ "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", свои предложения о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, последний осуществляет функции по строительству или приобретению жилых помещений для детей-сирот, Министерством осуществляется подготовка приказов о распределении детям-сиротам построенных приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Приобретение и предоставление Авдюкову Т.В. жилого помещения до получения от органа местного самоуправления соответствующего предложения будет противоречить указанным пунктам Порядка. Решение суда в силу ст.210 Гражданского процессуального кодекса РФ и п.1 ст.36 Федерального закона от 21 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу и должно быть исполнено в течение 2 месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. Таким образом, в силу приведенных обстоятельств обязанность по предоставлению жилья истцу будет иметь срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении и процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком, что повлечет нарушение прав других детей-сирот, стоящих в очереди на получение жилья. Истец фактически просит суд предоставить Авдюкову Т.В. дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющими право на внеочередное обеспечение жилым помещением - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот (л.д. 28-31, 52-55).
Представитель третьего лица Министерства финансов Свердловской области, в судебное заседание не явился, в отзыве по иску просил дело рассмотреть в свое отсутствие, указав, что в функции Министерства финансов Свердловской области входит организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Министерство финансов Свердловской области не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, в частности детям-сиротам. В силу ст.5 Федерального закона N159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), с 2005 года являются расходными обязательствами субъектов РФ. В целях исполнения данного расходного обязательства в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, ежегодно предусматриваются бюджетные средства. Согласно областному закону от 20 ноября 2009 года N96-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" эта сумма составила 381 894,1 рубль, на 2011 год в областном бюджете на эти цели заложена сумма 350 000 рублей. В целях исполнения федерального законодательства постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с Порядком, функции главного распорядителя средств областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, согласно Порядку, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", осуществляющий размещение государственного заказа на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот и заключение государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N159-ФЗ органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Построенные и приобретенные жилые помещения зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования и после распределения их детям-сиротам безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Распределение детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, являющимися основанием для заключения органами местного самоуправления муниципальных образований договоров социального найма жилых помещений с детьми-сиротами. Все юридически значимые действия, необходимые для своевременной передачи построенных (приобретенных) жилых помещений для детей-сирот, должны быть совершены органами местного самоуправления. Министерство финансов Свердловской области в предоставлении жилья детям-сиротам не участвует (л.д. 48-51).
Представитель третьего лица - Свердловского областного государственного учреждения "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства", направил в суд письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против заявленных требований, в обоснование своих возражений указал, что в силу абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждения исполнения наказаний в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм. Из содержания иска и приложенных к нему документов следует, что Авдюков Т.В. имеет право постоянного проживания в доме по "адрес", в котором он проживал до установления над ним попечительства. Жилое помещение за ним не закреплялось, так как из дома он никогда не выселялся. Норма абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ к истцу не относится и исковые требования удовлетворению не подлежат (л.д. 23-24).
Заслушав прокурора, истца, представителя ответчика Администрации Горноуральского городского округа Свердловской области, огласив позицию не явившихся представителей ответчика и третьих лиц, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Свердловской области N утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Порядком, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства".
Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов).
Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме, согласно приложению к настоящему Порядку.
Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области.
Статус Авдюкова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается записью органов ЗАГС "..." от ДД.ММ.ГГГГ, акта о рождении Авдюкова Т. В., матерью которого указана Авдюкова Т. Е., отцом на основании заявления матери указан Авдюков В. П. (л.д. 60), свидетельством о смерти Авдюковой Т. Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), постановлением Главы Администрации Горноуральского городского округа N от ДД.ММ.ГГГГ об установлении попечительства над несовершеннолетним Авдюковым Т.В. и назначении попечителем его сестры Авдюковой Г. В.. В постановлении указано, что отца у Авдюкова Т.В. юридически нет (л.д. 13). Как пояснил суду сам истец, указанный в актовой записи отцом Авдюков В.П. приходится истцу отчимом.
Судом установлено, что до настоящего времени истец зарегистрирован в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", в котором зарегистрирован также Авдюков В. П., отчим истца, по отношению к которому истец родственником не является (л.д.15).
Права собственности на жилой дом по "адрес" не зарегистрированы в соответствующих органах. В муниципальной собственности Горноуральского городского округа данный жилой дом не числится (л.д.15,18,64-66). В муниципальной собственности Горноуральского городского округа данный жилой дом не числится.
Жилого помещения на праве собственности на имя Авдюкова Т.В. не зарегистрировано (л.д. 18, 19).
Таким образом, Авдюков Т.В. не имеет закрепленного жилья и в силу названных выше норм закона имеет право на обеспечение жильем в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета".
Администрацией Горноуральского городского округа Свердловской области Авдюков Т.В. включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в списке нуждающихся в получении жилья по территориальным администрациям Горноуральского городского округа на ДД.ММ.ГГГГ, в порядке очередности под N (л.д. 36).
Поскольку судом установлено, что истец не достиг возраста 23 лет, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в силу вышеназванных норм законодательства он имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органом местного самоуправления истец включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по Горноуральскому городскому округу, в котором он стоит под номером 14; список передан в соответствующее учреждение в целях распределения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений. Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, чем нарушены гарантированные государством права на внеочередное обеспечение жилой площадью, как меры социальной поддержки.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и норм права, регулирующих возникшие правоотношения, на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и Администрацию Горноуральского городского округа Свердловской области следует возложить соответствующую Порядку обеспечения в 2012 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, обязанность по предоставлению истцу вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, построенное или приобретенное за счет средств областного бюджета Свердловской области.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 336, 338 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах Авдюкова Т. В. удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для Авдюкова Т. В. жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной главой администрации Горноуральского городского округа Свердловской области;
Распределить приобретенное жилое помещение Авдюкову Т. В. и безвозмездно передать приобретенное и распределенное жилое помещение в собственность Горноуральского городского округа Свердловской области.
Обязать администрацию Горноуральского городского округа Свердловской области оформить переданное жилое помещение в собственность муниципального образования и предоставить приобретенное за счет средств областного бюджета жилое помещение Авдюкову Т. В. по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.