Судья Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области ФЕФЕЛОВА З.С.,
при секретаре ГРИШИНОЙ М.А.,
с участием помощника прокурора КРАУЗЕ О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1377/2012 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению "Центр организации отдыха и оздоровления" об обязании разработать и согласовать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
УСТАНОВИЛ:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к МБУ "Центр организации отдыха и оздоровления" об обязании разработать и согласовать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ и оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указав, что организация ответчика осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без наличия разрешения на выброс и без проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ.
Истцом указаны следующие обстоятельства, послужившие основанием для обращения с иском в суд.
ННижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка исполнения природоохранного законодательства в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении МБУ "Центр организации отдыха и оздоровления" - далее (Учреждение). Учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС N по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ. Согласно уставу учреждение является муниципальным бюджетным учреждением, созданным для оказания муниципальной услуги организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в загородных оздоровительных лагерях. Основная производственная деятельность учреждения осуществляется в Пригородном районе Свердловской области на территории загородных оздоровительных лагерей "Солнечный", "Северянка", "Рябинушка", "Лесная сказка", "Лесной ручеек", "Звонкие голоса", "Уральский огонек", "Изумрудный". Проверкой установлено, что к основным источникам выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух в учреждении, относятся находящиеся на его балансе котлы мартки "Энергия-ЗМ" котельных (вид топлива - уголь) ЗОЛ "Солнечный", "Изумрудный", "Лесной ручеек", "Северянка", четыре открытых склада угля и четыре площадки временного накопления золошлаковых отходов, двигатели автотранспорта. Котельные, работающие на угольном топливе, относятся к стационарным источникам выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Семь единиц автотранспорта, относятся к передвижным источникам выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Организованными источниками выброса загрязняющих веществ являются четыре трубы котельных. Неорганизованными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются открытые склады угля и площадки золошлаковых отходов, а также работа двигателей автотранспорта при внутреннем проезде по территории ЗОЛ учреждения. По "Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (НИИ "Атмосфера" СПб, 2005 г.) основными загрязняющими веществами, образующимися выбрасываемыми в атмосферу при сжигании угля являются азота диоксид, азота оксид, углерод оксид, сажа, взвешенные вещества, пыль неорганическая, бенз\а\пирен, ангидрид сернистый; при работе двигателя автомобиля на бензиновом топливе в атмосферу выбрасываются азота диоксид, азота оксид, углерод оксид, ангидрид сернистый, бензин нефтяной.
По справке от ДД.ММ.ГГГГ, представленной учреждением, расход угля в "..." году составил "..." рублей "..." копейки, в том числе в 2 квартиле - "..." т., в 3 квартале - "..." т. Расход ГСМ (бензин марок АИ - 80, 92) за "..." год составил "..." л., в том числе расход бензина в 1 квартале составил "..." л., во 2 квартале - "..." л., в 3 квартале - "..." л., в 4 квартале - "..." л. Согласно статотчету по форме 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" за "..." год учреждением выброшено в атмосферный воздух в "..." года - "..." рублей загрязняющих веществ. За "..." год представлены протоколы инструментальных замеров выбросов загрязняющих веществ в атмосферу через газоотводящие трубы угольных котельных ЗОЛ "Солнечный", "Изумрудный", "Лесной ручеек", "Северянка". Инструментальные замеры проведены аккредитованной лабораторией СОГУ "Центр экологического мониторинга и контроля" (аттестат аккредитации испытательной лаборатории от ДД.ММ.ГГГГ N РОСС.RU.0001.513095, свидетельство об аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ N) в ДД.ММ.ГГГГ во время проверки соблюдения природоохранного законодательства учреждения Министерством природных ресурсов Свердловской области. Результаты инструментальных замеров подтверждают факт выбросов в атмосферу от стационарных источников угольных котельных ЗОЛ "Солнечный", "Изумрудный", "Лесной ручеек", "Северянка" таких загрязняющих веществ как, азота оксид, азота диоксид, углерода оксид, ангидрид сернистый, взвешенные вещества. Учреждением не разработаны и не установлены нормативы предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется без специального разрешения на выброс.
В соответствии со ст.23 ФЗ "Об охране окружающей среды", установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.З ст. 12 и ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных веществ допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного органа федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 22, 23 ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности природопользователям установлен норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов на окружающую среду. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Нормативы допустимых выбросов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена (ч.5 ст. 14, ч.7 ст. 15 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Таким образом, Муниципальное бюджетное учреждение "Центр организации отдыха и оздоровления" осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без наличия разрешения на выброс и без проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ, что влечет нарушение ст.39 ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно, которой юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования воспроизводства природных ресурсов. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований вобласти охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 21 ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ (ПДК).
Нарушение прав и интересов граждан, заключается в том, что в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.
Помощник прокурора Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратуры КРАУЗЕ О.В. в судебном заседании заявленные исковые требования, их размер и основания, а также предмет иска поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам и правовому обоснованию, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного учреждения "Центр организации отдыха и оздоровления" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом своевременно и надлежащим образом извещался, путем направления судебной повестки и искового материала заказной корреспонденцией (л.д.33). Направили в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования прокурора признают в полном объеме.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд признаёт предъявленные исковые требования обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ (в ред. от 21.11.2011 года с изм. от 07.12.2011 года) "Об охране окружающей среды", нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем генетического фонда растений, животных и других организмов.
В соответствии со ст.ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ (в ред. от 21.11.2011 года с изм. от 07.12.2011 года) "Об охране окружающей среды", в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 4 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ (в ред. от 21.11.2011 года с изм. от 07.12.2011 года) "Об охране окружающей среды", выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.3 ст. 12 и п. 1,5 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ (в ред. от 21.11.2011 года с изм. от 07.12.2011 года) "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ за N, МБУ "Центр организации отдыха и оздоровления детей" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 27,35-41).
На основании акта проверки N от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что нарушены обязательные требования или требования, установленные муниципальными правовыми актами (л.д. 14-18).
Согласно экспертного заключения N от ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения требований в области охраны окружающей среды (л.д. 6-8).
На основании Федерального статистического наблюдения за "..." года по форме N 2-ТП "Сведения об охране атмосферного воздуха", следует, что МБУ "Центр организации отдыха и оздоровления" выброшено в атмосферный воздух в "..." году - "..." т. загрязняющих веществ (л.д.19-21).
Согласно справке МБУ "Центр организации отдыха и оздоровления детей" N от ДД.ММ.ГГГГ, расход угля в "..." году составил "..." т., в том числе во втором квартале составил "..." т., в третьем квартале составил "..." т.; расход ГСМ (бензин марок АМ - 80 и 92) за "..." год составил "..." л., в том числе расход бензина в первом квартале составил "..." л., во втором квартале составил "..." л., в третьем квартале составил "..." л., в четвертом квартале составил "..." л. (л.д. 9).
Из копий протоколов КХА выбросов в атмосферу N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что были произведены выбросы в атмосферу от стационарных источников угольных котельных ЗОЛ "Солнечный", "Изумрудный", "Лесной ручеек", "Северянка" загрязняющих веществ: азот оксида, азот диоксида, углерод оксида, ангидрид сернистый, взвешенные вещества (л.д. 10-13).
На основании предписаний N от ДД.ММ.ГГГГ, выданных МБУ "Центр организации отдыха и оздоровления детей" об устранении нарушений требований в области охраны окружающей среды, водного законодательства, выявленных в результате проверки, проведенной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки N от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что предписания от ДД.ММ.ГГГГ, не выполнены (л.д. 46,48-50).
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт выброса в атмосферный воздух загрязняющих веществ, также установлено, что выброс веществ осуществляется без специального разрешения. Муниципальным бюджетным учреждением "Центр организации отдыха и оздоровления" не разработаны и не установлены нормативы предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (доказательств обратного в материалы дела не представлено ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, В случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Предложенный прокурором срок мероприятий по устранению выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, носит разумный характер.
Таким образом, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии не устраненных нарушений, требований в области охраны окружающей среды и вызывают необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством возложения обязанности разработать и согласовать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в срок до ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Применительно к положениям ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая то обстоятельство, что организация ответчика, являясь муниципальным бюджетным учреждением, также освобождена от уплаты государственной пошлины (ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации), то судебные расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению за счёт государства и взысканию с ответчика Муниципальное бюджетное учреждение "Центр организации отдыха и оздоровления" не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198, 209, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение "Центр организации отдыха и оздоровления" разработать и согласовать проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение "Центр организации отдыха и оздоровления" оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух до ДД.ММ.ГГГГ.
Судебные расходы по оплате госпошлины отнести за счёт государства.
Решение в течение одного месяца со дня вынесения может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья - З.С.ФЕФЕЛОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.