Решение Советского районного суда г. Казани от 28 февраля 2011 г.
(Извлечение)
Советский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Фаизовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевцова Е.Ю. к Военному Комиссариату Республики Татарстан о взыскании суммы недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Военному Комиссариату Республики Татарстан (далее - ВК РТ) с иском в вышеуказанной формулировке, указывая следующее:
Истец является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации (далее - МО РФ). Вопросы пенсионного обеспечения регламентированы Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ N 4468-1). В соответствии со ст. 43 названного Закона пенсии военным пенсионерам исчисляются исходя из денежного довольствия военнослужащих, которое в данном случае состоит из окладов по должности, воинскому или специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также из стоимости продовольственного пайка.
В период с 1 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года ответчиком нарушались права истца на перерасчет пенсии в связи с изменением стоимости продовольственного пайка. Так, при начислении и выплате пенсии не учитывалось увеличение размера продовольственного пайка, который необходимо было включать в состав денежного довольствия для исчисления пенсии. Указанные нарушения законодательства при расчете пенсии привели к образованию задолженности. В подтверждении своих выводов истец ссылается на приложенные им расчеты суммы недополученной пенсии, проиндексированной с учетом роста потребительских цен. В состав денежного довольствия для исчисления пенсии входят оклад по должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет, а также стоимость продовольственного пайка. Увеличение любой из этих составляющих должно повлечь пересмотр пенсии. Таким образом, учитывая повышение стоимости продовольственного пайка, истцу следует произвести перерасчет его пенсии.
Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения действующего законодательства о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, истец просит суд обязать ответчика произвести перерасчет назначенной ему пенсии за выслугу лет с учетом изменения стоимости продовольственного пайка и взыскать с ответчика недополученную пенсию в размере 22 900 руб. 36 коп.
Истец в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, представил расчет доплаты пенсии истца за период с 1 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года на сумму 22611 руб. 02 коп., при этом просил в удовлетворении требований истца отказать.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В судебном заседании установлено, что истец уволен из рядов Вооруженных сил Российской Федерации и исключен из списков личного состава воинской части. После увольнения с военной службы у него возникло право на пенсию за выслугу лет, которая в настоящее время выплачивается ему МО РФ через ВК РТ.
В силу ст. 43 Закона РФ N 4468-1 (в первоначальной редакции) пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
Определением Кассационной коллегии верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2001г. N КАС01-370 было отменено решение Верховного Суда Российской Федерации от 02 августа 2001г. и признаны незаконными п.8, пп. "б" п. 9, пп. "б" п. 14 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы и по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.10.2001 г. разъяснено, что указанные выше пункты не действуют с момента вступления решения суда в законную силу. Согласно ст. 367 ГПК РФ (ст. 312 ГПК РСФСР, действовавшего на момент рассмотрения дела в суде), кассационное определение вступает в законную силу с момента его вынесения, т.е. в рассматриваемом случае - с 04 октября 2001 г.
В соответствии с п. 3 ст. 253 ГПК РФ, решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части
Поскольку вышеназванные Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. признаны указанным определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ недействующими в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава с момента вступления решения суда в законную силу, то именно с этого момента они утрачивают силу и не подлежат применению, в том числе и судами.
Однако это не означает, что право на пересмотр пенсии с момента увеличения стоимости продовольственного пайка как неотъемлемой составляющей "денежного довольствия для исчисления пенсии" у военных пенсионеров и сотрудников органов внутренних дел возникает только с 04 октября 2001 г.
При рассмотрении после названной даты требований о перерасчете названных пенсий не подлежат применению п. 8 пп. 9, пп. "б" п. 14 упомянутого Постановления в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения стоимости продовольственного пайка, поскольку они не соответствуют положениям ст. 43, 49 Закона РФ от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Иными словами, подзаконный акт (Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941) противоречил положениям Закона РФ от 12.02.1993 г., имеющего наибольшую юридическую силу. Поэтому изначально орган, назначающий и выплачивающий пенсию при перерасчете пенсий должен был руководствоваться требованиями Закона РФ от 12.02.1993 г.
Верховный суд РФ на вопрос о том, подлежат ли пересмотру пенсии бывшим сотрудникам органов внутренних дел в связи с увеличением месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка (с учетом Определения Кассационной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.10.2001г. N КАС01-370), если требования о перерасчете пенсий предъявляются начиная с 1993 г., дал разъяснение, что пенсии бывшим сотрудникам органов внутренних дел подлежат перерасчету начиная с 1993 г.
Определение месячной стоимости продпайка с 1993 г. до января 2000 г. входило в компетенцию Министерства обороны РФ в лице Центрального продовольственного управления. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1992 г. N 479-28 "О продовольственном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним потребителей" указывалось, что стоимость продовольственных пайков и размеры денежной компенсации определяются Министерство обороны Российской Федерации. В соответствии с Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных сил Российской Федерации на мирное время предусматривалось, что исчислении размера денежной компенсации и его доведение до военных округов и до соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, осуществляется Центральным продовольственным Управлением Министерства обороны России. Законодательство о федеральном бюджете до 2000г. не предусматривало размер месячной стоимости продпайка. Единственным источником, на основании которых Военные комиссариаты субъектов РФ учитывали при определении пенсии месячную стоимость продпайка являлись сведения Министерства обороны РФ в лице Центрального продовольственного управления (ЦПУ).
ВК РТ не производил перерасчет пенсий с изменением продпайка, основываясь на Постановлении Правительства РФ от 22.09.1993 г., противоречащего требованиям Закона РФ от 12.02.1993 г.
С января 2000 г. денежная компенсация взамен продовольственного пайка устанавливалась федеральными законами "О федеральном бюджете" на соответствующий год, а на 2005 и 2006 годы постановлениями Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 906 и от 22 февраля 2006 года N 101, соответственно. Федеральным законом от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." с 1 января 2000 г. был увеличен размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка с 12 руб. 43 коп. до 20 руб.
Исследовав справку о размере пенсии и денежном довольствии выплаченных истцу, установлено что истцом недополучена пенсия, поскольку при определении размера пенсии учитывалось денежное довольствие включая размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка 12 руб. 43 коп в сутки, в то время как должны были учитывать 20 руб. в сутки. Соответственно за указанный спорный период пенсионный орган учел месячный размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка 378,08 руб., в то время как следовало учесть 608,33 руб., денежное довольствие для начисления пенсии ежемесячно уменьшалось на 230,25 руб. за период с 1 января по 31 января 2000 г.
В соответствии со ст. 58 Закона РФ N 4468-1, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, исковые требования истца о перерасчете стоимости пенсии с учетом динамики роста стоимости продовольственного пайка с 1 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года подлежат удовлетворению.
Является обоснованным и требование истца о выплате ему задолженности по пенсионному обеспечению с учетом индексации, так как согласно п. 8 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочно, службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" в случае перерасчета, получаемой указанными лицами пенсии, такой перерасчет производится с учетом индексации.
В связи с тем, что необходимо произвести перерасчет пенсии Шевцова Е.Ю., на день вынесения решения, перерасчет производится с индексацией.
При определении размера подлежащей взысканию суммы суд принимает во внимание расчет, представленный ответчиком.
Таким образом, общая сумма недоплаченной истцу пенсии составляет 22611 руб. 02 коп.
На основании ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании ст. 89 ГПК РФ и п. 5 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ. В связи с этим, на основании ст. 98, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, в федеральный бюджет с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 878 руб. 33 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Шевцова Е.Ю. к Военному Комиссариату Республики Татарстано перерасчете и выплате пенсии удовлетворить частично.
Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет пенсии Шевцова Е.Ю. за период с 1 февраля 1993 года по 30 ноября 2000 года в связи с увеличением установленной законодательством стоимости продовольственного пайка.
Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Шевцова Е.Ю. за счет средств федерального бюджета сумму недоплаченной пенсии в размере 22611 руб. 02 коп.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 878 руб. 33 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд города Казани в течение 10 дней.
Судья: А.Г. Габидуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.