Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Юровой О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Речкиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Потаповой Н.Н. на решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 13 апреля 2012 года, которым постановлено:
исковые требования Потаповой Н. Н. удовлетворить частично;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Республики Марий Эл включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости, период работы Потаповой Н. Н. в должности ... с "дата" до "дата".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Потапова Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Республики Марий Эл (далее - ГУ - УПФ РФ в Советском районе РМЭ) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения более 25 лет, просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с "дата", включить в специальный трудовой стаж период работы в должности ... ... с "дата" по "дата" в календарном исчислении.
После уточнения исковых требований Потапова Н.Н. просила признать ее право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с "дата" с включением в специальный трудовой стаж периода работы в должности ... с "дата" по "дата" в льготном исчислении, то есть 1 год за 1 год и 3 месяца. В обоснование иска Потапова Н.Н. указала, что с "дата" по "дата" она работала в ясли-саде в качестве ..., в последующем ясли-сад был переименован в детский сад. С "дата" по настоящее время она работает .... Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось включение в специальный стаж периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. В Перечне, утвержденном указанным постановлением, ясли-сады относились к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства, санитарно-профилактическим учреждениям. Требование о выполнении работы в конкретном учреждении, работа в котором засчитывалась в специальный стаж, было предусмотрено лишь в Федеральном законе от 17.12.2001 года N173-ФЗ, который вступил в действие с 01.01.2002 года. При таких обстоятельствах она полагает, что период работы в ясли-саде (детском саде) с "дата" в должности старшей медицинской сестры подлежит включению в специальный трудовой стаж. С учетом спорного периода считает, что ее специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, на "дата" составляет более 25 лет.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Потапова Н.Н. просит решение суда изменить, приняв новое решение, которым удовлетворить исковые требования, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Выслушав Потапову Н.Н. и ее представителя Виногорова Д.В., поддержавших доводы жалобы, представителя ГУ - УПФ РФ в Советском районе РМЭ Москвичеву О.А., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела Потапова Н.Н. в период с "дата" по "дата" работала ... "дата" Потапова Н.Н. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Советском районе РМЭ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением пенсионного органа от "дата" Потаповой Н.Н. в удовлетворении указанного заявления было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В специальный стаж не включен период работы Потаповой Н.Н. с "дата" по "дата" в качестве ...", поскольку, как указано в решении пенсионного органа, наименование "детский сад" не значится в списке учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Удовлетворяя заявленные требования в части включения в стаж работы Потаповой Н.Н., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, спорного периода ее работы с "дата" по "дата", суд первой инстанции правильно руководствовался действовавшим до "дата" Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.
Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В Номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от "дата" N 395, детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что период работы истица в должности ... в детском саде с "дата" подлежит лишь частичному включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а именно - до 01.10.1993 года. С 01.10.1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397.
Довод апелляционной жалобы о том, что функции ... детского сада, выполнявшиеся истцом, тождественны функциям медицинской сестры детской поликлиники, не имеет правового значения для дела, поскольку право определять виды учреждений, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, принадлежит Правительству Российской Федерации, суд таким правом не наделен.
Суд правильно исходил из того, что не имеется оснований для применения льготного порядка исчисления спорного периода работы истца, применявшегося до 01.11.1999 года в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 (1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за 1 год и 3 месяца), поскольку детский сад не относится к учреждениям здравоохранения. В связи с этим суд обоснованно включил в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы истца с "дата" по "дата" в календарном порядке.
Таким образом, с учетом специального стажа истца, зачтенного ответчиком в бесспорном порядке (02 года 11 месяца 03 дня), а также с учетом включения в специальный стаж части спорного периода работы с "дата" по "дата", стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения у Потаповой Н.Н. как на дату обращения за назначением пенсии ( "дата"), так и на "дата" составляет менее 25 лет, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С учетом изложенного решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 13 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Потаповой Н. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Юрова
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.