Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Петровой О.А. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Речкиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 05 апреля 2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований прокурора г. Йошкар-Олы в интересах Беспалова И. В. к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Йошкар-Олы обратился в суд с иском в интересах Беспалова И.В. о возложении на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанности предоставить Беспалову И.В. в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование иска прокурор указал, что Беспалов И.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, собственником жилых помещений не значится, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования, указывая на нарушение судом норм материального права.
В возражениях на апелляционное представление Министерство финансов Республики Марий Эл, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить его без изменения.
Беспалов И.В. извещен о времени и месте рассмотрения апелляционного представления, о чем имеются сведения в материалах дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав прокурора Полозову Т.В., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя городского округа "Город Йошкар-Ола Мякишеву М.А., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы предствления, возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права.
Из материалов дела следует, что Беспалов И.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения. На основании заявления Беспалова И.В. от "дата" он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 25 марта 2011 года N 653 "Об учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлении жилых помещений" (л. д. 8, 16). По окончании МОУ "организация" в 2007 году Беспалов И.В. обучался в ГОУ СПО РМЭ "учебное заведение", где находился на полном государственном обеспечении, окончил обучение "дата". С "дата" Беспалов И.В. является студентом очной формы обучения ГОУ ВПО "учебное заведение" Решением комиссии по предоставлению субсидий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории городского округа "Город "Йошкар-Ола" от "дата" Беспалов И.В. включен в список на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья (л.д.10, 43).
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Беспалов И.В. включен в список лиц на получение субсидии в соответствии с Порядком предоставления субсидий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот на приобретение (строительство) жилья, то оснований для предоставления ему жилого помещения вне очереди не имеется. Кроме того, суд сослался на то, что в настоящее время Беспалов И.В. является студентом очной формы обучения с "дата", планируемый срок окончания обучения "дата", он находится на полном государственном обеспечении.
С такими выводами суда первой инстанция судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57, частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Исходя из положений статьи 19 Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отдельные государственные полномочия субъектов РФ могут быть переданы для осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 14.2 Закона Республики Марий Эл "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" N 50-З от 2 декабря 2004 годаорганы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Марий Эл наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, жильем в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл.
В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2 ноября 2007 года N263 утвержден Порядок предоставления субсидий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот на приобретение (строительство) жилья.
Право на получение субсидий предоставляется детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (пункт 2 Порядка). Право на получение субсидий имеют дети-сироты, состоящие в уполномоченном органе местного самоуправления на учете нуждающихся в жилых помещениях и письменно изъявившие желание на получение субсидий, которое удостоверяется свидетельством о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, свидетельство является именным документом, бланком строгой отчетности, имеет индивидуальный номер (пункт 3 Порядка). Дети-сироты, реализовавшие свое право на получение субсидии, утрачивают свое право на получение жилья, предусмотренное п.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ (пункт 8 Порядка). Приобретаемое жилое помещение должно быть передано в собственность получателя субсидии (пункт 16 Порядка).
Анализ приведенных норм федерального законодательства и Порядка позволяет прийти к выводу о том, что Порядок регулирует иные правоотношения, нежели предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма. Порядком определен механизм представления выплат на приобретение жилого помещения в собственность, который дети-сироты могут реализовать по своему выбору наряду с обеспечением жилыми помещениями по договорам социального найма.
Доказательства, подтверждающие то, что Беспалов И.В. реализовал свое право на получение субсидии, в материалах дела отсутствуют. Из протокола судебного заседания следует, что Беспалов И.В. исковые требования прокурора поддержал, просил предоставить ему жилое помещение, тем самым воспользовался правом выбора механизма реализации своего права на обеспечение жилым помещением. При таких обстоятельствах включение Беспалова И.В. в список лиц на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья не может являться основанием отказа в удовлетворении требований о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Прохождение Беспаловым И.В. обучения в образовательном учреждении после окончания обучения в предыдущем образовательном учреждении не может ограничить его право на внеочередное предоставление ему жилого помещения. По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы. Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Беспалова И.В., поставленного на учет нуждающихся в жилом помещении в 2011 году, возникло с момента окончания ГОУ СПО РМЭ "учебное заведение"
Положения ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Кроме того, исходя из вышеприведенных правовых норм, следует, что полномочия Республики Марий Эл, как субъекта РФ, по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы соответствующим муниципальным районам и городским округам, в частности, городскому округу "Город Йошкар-Ола", администрация которого является надлежащим ответчиком.
Учитывая, что обстоятельства дела установлены на основании имеющихся материалов, судебная коллегия принимает новое решение, которым удовлетворяет исковые требования прокурора г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 05 апреля 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования прокурора города Йошкар-Олы Республики Марий Эл, обязать администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" предоставить Беспалову И. В. в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.А. Петрова
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.