Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Юровой О.В.,
при секретаре Пузыревой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ереминой Светланы Леонидовны на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 31 мая 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявленных Ереминой С.Л. требований к Министерству социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права заявителя на льготы и предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 2-ФЗ от 10.01.2002г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл внести в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне сведения о Ереминой Светлане Леонидовне, получившей дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр); возложении обязанности на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оформить и выдать Ереминой Светлане Леонидовне удостоверение единого образца с указанием суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения 25 сЗв (бэр), подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Еремина С.Л. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, просила признать право на льготы и предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", обязать Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл внести сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившей дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр), обязать МЧС России оформить и выдать истцу удостоверение единого образца с указанием суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 25 сЗв (бэр), подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В обоснование требований указала, что она родилась 00.00.00. в ... Семипалатинской области Казахской ССР и проживала в ... Семипалатинской области Казахской ССР с 00.00.00. по 00.00.00.. В указанный период времени она получила суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр), в связи с чем имеет право на льготы, установленные Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся ядерному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Еремина С.Л. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указала, что ею представлены доказательства получения суммарной (накопленной) дозы облучения свыше 25 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Полагает, что временной период проживания в населенном пункте, включенном в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не является единственным критерием для определения пострадавших лиц, на которых распространяется действие указанного Федерального закона.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл приводит доводы в поддержку вынесенного решения, просит оставить апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Еремина С.Л. и ее представитель адвокат Ухов В.Н., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, просили отложить судебное заседание. В соответствии с ст.167 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие истца и ее представителя, поскольку каких-либо уважительных причин неявки в судебное заседание не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Дмитриевой Е.В., Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Мечтанова А.А., просивших решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом N 2-ФЗ от 10.01.2002 "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Согласно статьи 1 Закона гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 N 634, установлено, что отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 2-ФЗ от 10.01.2002г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N540 от 18.09.2009 г. утвержден Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно пункта 2 Порядка, удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Распоряжениями Правительства РФ от 10.02.1994г. N 162-Р и от 15.03.1995г. N 356-Р определены не только населенные пункты, подвергшиеся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, но и определена суммарная (накопленная) эффективная доза облучения, полученная населением в связи с проживанием в указанных населенных пунктах 29.08.1949 г. и 07.08.1962 г.
Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949-1963 гг. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр). Данные обстоятельства подлежат установлению, а потому входят в предмет доказывания.
Как видно из материалов дела, истец основывает свои требования на том, что она проживала в ... Семипалатинской области Казахской ССР в период времени с 00.00.00. по 00.00.00., о чем представила соответствующие доказательства.
Населенный пункт, где проживала истец, включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года N 356-р, как населенный пункт, жители которого получили дозу облучения, превышающую 25 сЗв, вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 г.
Вместе с тем, в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 7 августа 1962 г., население которых получили сверхнормативную дозу облучения, данный поселок не включен.
Анализируя разъяснения Конституционного Суда РФ, данные в определении N 960-О-П от 04.12.2007 г., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может служить основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Таким образом, из анализа приведенных положений следует, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными. При этом кроме факта проживания в указанное в законе время в перечисленных населенных пунктах подлежит установлению факт получения вследствие этих испытаний определенной дозы облучения.
Судом первой инстанции правильно указано, что период проживания Ереминой С.Л. в ... Семипалатинской области Казахской ССР не совпадает с периодом времени, предусмотренным ст.1 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Судебная коллегия, соглашаясь с итоговым выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Ереминой С.Л., не может согласиться с выводом суда о том, что истцом представлены доказательства получения дозы облучения свыше 25 сЗв, руководствуясь следующим.
Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне проводится на основе Методических указаний, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010г. N 5.
В соответствии с Методическими указаниями определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва.
Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с Методическими указаниями определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
Установленные в результате адресного применения настоящих Методических указаний оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений подобного содержания в другом порядке не допускается.
В подтверждение полученной дозы облучения вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне истцом представлена справка Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан N N ... от 00.00.00. (л.д.21).
Указанная справка не может являться бесспорным доказательством, свидетельствующим о получении истцом суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, также потому, что она не содержит выводов о том, какая часть из рассчитанной дозы получена истцом именно вследствие ядерных испытаний 29.08.1949 года и имеется ли таковая.
Кроме того, указанная в справке N N ... от 00.00.00. доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992г. "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Имеющееся у истицы удостоверение Республики Казахстан, подтверждающее право на льготы пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, также не может служить основанием к удовлетворению иска, поскольку предоставление в Российской Федерации на основании указанного удостоверения мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации). Международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, поэтому и нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан.
При таких обстоятельствах оснований считать истца получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 25 сЗв (бэр) именно вследствие испытаний, проводившихся на Семипалатинском полигоне, не имеется.
Учитывая, что законодателем определены обязательные условия для предоставления гражданам мер социальной поддержки, которые в данном случае отсутствуют, доводы апелляционной жалобы о доказанности таковых в силу изложенного не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно оценил доказательства, применил соответствующие нормы права. Нарушений процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 31 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ереминой Светланы Леонидовны - без удовлетворения.
Председательствующий Соснин А.Е.
Судьи Клюкина О.В.
Юрова О.В.
Копия верна.
Судья Верховного Суда
Республики Марий Эл Юрова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.