Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Володиной Г.Ф.
Середы Л.И.
при секретаре Хальмеевой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе истицы Королевой И.М. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 мая 2012 г.
Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Королева И.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании права на досрочную трудовую пенсию.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Пенсионного фонда "N" от 15 февраля 2012 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической деятельности.
Истица считает данный отказ незаконным, просила обязать ответчика включить в стаж педагогической деятельности периоды ее работы воспитателем и инструктором по физической культуре, назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости с 20 января 2012 г. и взыскать судебные расходы.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 мая 2012 г. исковые требования Королевой И.М. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истица с решением суда не согласна по тем основаниям, что соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона N 173 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях, организациях и на должностях, предусмотренных Списками, независимо от ведомственной подчиненности учреждения, тем самым пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается именно от вида деятельности; решение суда о включении в специальный стаж периодов работы принимается, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, в частности характера и специфики, условий осуществляемой работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должности, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения; оплата труда по должности инструктора по физической культуре производилась в порядке, предусмотренном для воспитателей; должность инструктора по физической культуре тождественна должности руководителя физического воспитания; судом не принята во внимание инструкция руководителя физического воспитания; в спорные периоды работы с 16 июля 1989 г. по 31 июля 1989 г., с 1 августа 1989 г. по 31 августа 1989 г., с 14 октября 1989 г. по 31 октября 1989 г., с 20 ноября 1989 г. по 30 ноября1989 г. (2 мес. 13 дней) из-за отсутствия факта оплачиваемой работы по лицевым счетам истица работала беспрерывно в должности воспитателя, что подтверждено записями в трудовой книжке.
В заседании судебной коллегии истица Королева И.М. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчика Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Самойлова С.В. считает решение суда законным.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Королева И.М. 20 января 2012 г. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия 15 февраля 2012 г. истице отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа 25 лет, ее стаж составляет 20 лет 10 дней.
Не включены периоды работы истицы с 18 октября 1994 по 11 июля 1999 г. и с 1 августа 1999 г. по 20 сентября 1999 г. (4 года 10 месяцев 14 дней) - в должности инструктора по физической культуре в Ясли-саде N 86, так как наименование должности "инструктор по физической культуре" не соответствует Списку должностей и учреждений, утверждённых постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781; 16 июля 1989 г. по 31 июля 1989 г., с 1 августа 1989 г. по 31 августа 1989 г., с 14 октября 1989 г. по 31 октября 1989 г., с 20 ноября 1989 г. по 30 ноября 1989 г. (2 месяца 13 дней) - отсутствует факт оплачиваемой работы по лицевым счетам; с 3 марта 1993 г. по 3 мая 1993 г., с 12 июля 1999 г. по 31 июля 1999 г., 6 мая 2000 г., с 21 августа 2000 г. по 31 августа 2000 г. (3 месяца 1 день) - отпуск без сохранения заработной платы.
Королева И.М. принята воспитателем на работу в ясли-сад N 25 на основании приказа "N"-к от 16 сентября 1988 г. и 17 марта 1992 г. переведена в детский сад N 22 на основании объединения ясли-сада N25 и детского сада N22 под детский сад N22; 18 октября 1994 г. принята в л/с 86 ГУО на должность "физ. руководителя" временно на основании приказа "N" от 17 октября 1994 г., 19 октября 1994 г. переведена "инструктором по физической культуре" постоянно на основании приказа "N" от 18 октября 1994 г., 9 сентября 1996 г. присвоен 10 разряд согласно ETC, 1 сентября 1996 г. присвоена вторая квалификационная категория, 20 сентября 1999 г. переведена воспитателем в я/с 86 постоянно, что подтверждается записями ее трудовой книжки "N".
Согласно сообщению Департамента по социальной политике администрации городского округа Саранск от 23 мая 2012 г. штатные расписания муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа Саранск хранятся в учреждениях, департамент информацией о том, имелись ли в штатных расписаниях муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия должности руководителя физического воспитания и инструктора по физической культуре за период с 18 октября 1994 г. по 20 сентября 1999 г., не располагает.
Из справки МДОУ "Детский сад N 86" N 56 от 22 мая 2012 г. следует, что в МДОУ "Детский сад N 86" штатное расписание за период с 18 октября 1994 г. по 20 сентября 1999 г. отсутствует.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
При разрешении данного спора суд первой инстанции, правомерно руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 5 статьи 55 Федерального закона от 10 июля 1992 г. N3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим на менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная пенсия, а также правила исчисления периодов работы (деятельности), утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г.).
Суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения требования истицы в части включения в специальный стаж периодов ее работы в должности инструктора по физической культуре с 18 октября 1994 г. по 11 июля 1999 г. и с 1 августа 1999 г. по 20 сентября 1999 г. (4 года 10 месяцев) в Ясли-саде N 86, руководствуясь следующим.
Должность инструктора по физической культуре в детском дошкольном учреждении была введена приказом Министерства просвещения СССР от 31 августа 1987 г. N 167 "О дополнении штатов дошкольных учреждений, условиях оплаты труда и продолжительности отпуска инструкторов по физкультуре этих учреждений". Действующий на тот момент Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, устанавливал право на льготное пенсионное обеспечение заведующих, руководителей - воспитателей и воспитателей детских садов и объединенных яслей - садов, и изменений в него после дополнения штатов детских дошкольных учреждений инструкторами по физической культуре не вносилось.
Инструктивное письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" разъясняло, что при назначении пенсии за выслугу лет необходимо было строго руководствоваться указанным Перечнем, который расширительному толкованию не подлежал.
Должность "инструктор по физической культуре" не была поименована и принятыми в дальнейшем "Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и "Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В указанном Списке должность "инструктор по физической культуре" отсутствует, поименована в нем должность "руководитель физического воспитания" в дошкольных образовательных учреждениях.
Требования о включении вышеуказанного периода работы в педагогический стаж основаны истицей на тождественности выполняемой ею работы в должности "инструктора по физической культуре" работе в должностях "руководителя физического воспитания" либо "воспитателя", то есть в должностях, предусмотренных в Списках от 29.10.2002 N781 и от 22.09.1999 N1067.
Суд первой инстанции, со ссылкой на определения Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. N197-О, 04.03.2004 N81-О, пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии", правильно указал, тождественность выполняемых истицей функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могла быть установлена в судебном порядке в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности, при условии доказанности факта тождественности работ.
Однако, доказательств, подтверждающих неправильное наименование должности работодателем, а также то обстоятельство, что функции, должностные обязанности, характер работ в должности "инструктор по физической культуре" были аналогичны работам в должностях "руководитель физического воспитания" либо "воспитатель", истицей не представлены.
Поскольку наименование должности, указанное в трудовой книжке истицы, в приказах работодателя и других документах - "инструктора по физической культуре" соответствует Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденных постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, вступившим в действие с 1 января 1996 г., суд правильно указал, что нет оснований для вывода о неправильном наименовании работодателем должности "инструктора по физической культуре".
В указанном классификаторе, наряду с должностью "руководитель физического воспитания", были предусмотрены и должности "инструктор по физической культуре" и "воспитатель". При этом должность "руководитель физического воспитания" включена в указанный выше Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а должность "инструктор по физической культуре" - нет.
То обстоятельство, что должности "инструктор по физической культуре", "руководитель физического воспитания" и "воспитатель" являются различными должностями, отражено как в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, так и в Общероссийском классификаторе занятий, утвержденном Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. N 298, и в приказах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009 N593 и 26.08.2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования".
Руководитель по физическому воспитанию может иметь разряды с 8 по 14, а инструктор по физической культуре - с 6 по 13.
Ссылка в апелляционной жалобе на выполнение истицей работы по планированию и организации проведения занятий, согласно должностным обязанностям инструктора по физической культуре, что свидетельствует о том, что она фактически выполняла работу руководителя физического воспитания, не может быть принята во внимание, поскольку, несмотря на то, что в должностные обязанности истицы входило планирование содержания работы по физическому воспитанию, определение ее видов, формы, исходя из имеющихся условий, однако, данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о том, что истица выполняла обязанности руководителя физического воспитания.
Довод жалобы на то, что суд в решении необоснованно указал на отсутствие в ее обязанностях планирования работы, заслуживает внимания, однако, не является основанием для отмены, правильного по существу, решения суда.
В рассматриваемой ситуации, как верно указал суд, нет оснований вести речь о тождестве должности "инструктор по физической культуре" должностям "руководитель физического воспитания" и "воспитатель".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы истицы о тождественности должностей "инструктора по физической культуре", "руководителя физического воспитания" и "воспитателя" судебной коллегией отклоняются, выполнение работы в должности инструктора по физической культуре, хотя и связано с воспитательными функциями, однако само по себе это обстоятельство не может означать выполнение функций воспитателя.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности не включения спорных периодов работы истицы в должности воспитателя в Ясли-саду N25 ЖКХ ТСО "Мордовстрой" с 16 июля 1989 г. по 31 июля 1989 г., с 1 августа 1989 г. по 31 августа 1989 г., с 14 октября 1989 г. по 31 октября 1989 г., с 20 ноября 1989 г. по 30 ноября 1989 г. (2 мес. 13 дней) из-за отсутствия факта оплачиваемой работы по лицевым счетам, что подтверждается материалами дела: актом документальной проверки от 09.02.2012, согласно которому истице произведена оплата за неполные месяцы - в июле отработано 15 дней, в августе отработанных дней нет, в октябре отработано 13 дней, в ноябре - 19, архивной справкой N5-14 от 23.05.2012, согласно которой в приказах по личному составу за август, октябрь, ноябрь 1989 г. сведений о работе истицы не обнаружено (л.д.194).
Другие доводы жалобы не могут повлечь отмену принятого решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких данных судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы не имеется, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия 29 мая 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Королевой И.М. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Г.Ф. Володина
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.