Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гафарова Р.Ф.,
судей Мочаловой Ю.Р. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Абдуллиной С.М. на решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 18 июня 2012 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении иска Абдуллиной С.М. к Исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решения общественной жилищной комиссии Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдуллина С.М. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указано, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны Абдуллина М.А. и проживает в доме по адресу: "адрес", который принадлежит на праве собственности супругу дочери - Мустакимову Н.Т. Истица обратилась с заявлением к ответчику о постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако общественной жилищной комиссией Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан было принято решение .... от "дата" об отказе в постановке на учет, поскольку уровень её обеспеченности общей площадью жилого помещения превышает учетную норму. Считает данный отказ незаконным и необоснованным.
В судебном заседании истица иск поддержала, пояснила, что в доме, в котором она проживает, проживают 8 человек, зарегистрировано 7 человек.
Представитель ответчика - Тухбатуллина Н.Н. иск не признала.
Третьи лица - Мустакимова М.Д., Мустакимов Н.Т., Мустакимова З.А. требования поддержали.
Третьи лица - Мустакимов Р.Н., Мустакимов Р.Н. в суд не явились.
Представитель третьего лица - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истица просит об отмене решения суда, указав, что судом неверно применена статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации. Считает, что её должны были признать нуждающейся в улучшении жилищных условий на том основании, что она не имеет в собственности отдельного жилого помещения.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", инвалидам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пунктами 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Азнакаевского районного Совета N 310-42 от 11 декабря 2004 года размер учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по Азнакаевскому району РТ составляет 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что истица является вдовой участника Великой Отечественной войны и с 2001 года проживает в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес".
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственником указанного жилого дома является Мустакимов Н.Т. - зять истицы, общая площадь жилого дома составляет 162,5 кв. м.
"дата" истица зарегистрирована по данному адресу в качестве члена семьи собственника жилого дома.
Согласно выписке из домовой книги, в вышеуказанном доме зарегистрировано 7 человек, фактически проживает в доме 8 человек.
Решением жилищной комиссии Азнакаевского муниципального района РТ .... от "дата" истице было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она проживает и зарегистрирована в доме площадью 162,5 кв. м, состав семьи истицы составляет 6 человек, на одного члена семьи приходится 27 кв. м, что превышает учетную норму.
Отказывая в удовлетворении требований Абдуллиной С.М., суд первой инстанции обоснованно указал, что в соответствии требованиями статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая, в соответствии с взаимосвязанными положениями ФЗ "О ветеранах" и пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации должна учитываться при разрешении вопроса о постановке Абдуллиной С.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку общая площадь занимаемого истицей жилого помещения с учетом зарегистрированных в нем, превышает установленную учетную норму 12 кв. м, то оснований для постановки её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации законных оснований для постановки Абдуллиной С.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на том основании, что не имеет в собственности отдельного жилого помещения несостоятельны, поскольку в соответствии с действующим законодательством отсутствие в собственности у вдовы ветерана Великой Отечественной войны жилого помещения не является основанием для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, поэтому решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 п. 1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 18 июня 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Абдуллиной С.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.