Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания Замалетдинове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству Указа Президента Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N УП-233 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан",
УСТАНОВИЛ:
22 апреля 2011 года принят Указ Президента Республики Татарстан N УП-233 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан" (далее - Положение).
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании данного Положения противоречащим федеральному законодательству.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым нормативным правовым актом определен порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 11 января 2010 года N УП-4 лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, а также соблюдения ими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими должностных обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря2008года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, Законом Республики Татарстан от 4 марта 2006 года N 16-ЗРТ "О государственных должностях Республики Татарстан" и иными нормативно-правовыми актами Республики Татарстан.
В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 9 марта 2006 года N УП-92 "Об утверждении Сводного перечня государственных должностей Республики Татарстан" к лицам, замещающим государственные должности Республики Татарстан, относятся депутаты Государственного Совета Республики Татарстан.
21 ноября 2011 года принят Федеральный закон N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", которым внесены изменения в Федеральный закон от 6октября1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Статьей 12 Федерального закона, с учетом внесенных изменений, установлен орган, уполномоченный на проведение проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, соблюдения ими установленных ограничений и запретов. В связи с этим Указ Президента Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N УП-233 вступил в противоречие с федеральным законодательством.
Так, в соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного оспариваемым Указом, проверка достоверности и полноты сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, и соблюдения ими установленных ограничений осуществляется Департаментом по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан.
В то же время пунктами 3.1 - 3.3 статьи 12 Федерального закона определен иной орган, уполномоченный на проведение таких действий в отношении депутатов, - комиссия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из изложенного, прокурор Республики Татарстан просит признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Указ Президента Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N УП-233 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан" в той части, в какой он распространяется на депутатов Государственного Совета Республики Татарстан.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан ФИО4 поддержал заявленные требования.
Представитель Президента Республики Татарстан ФИО5 с требованиями прокурора не согласился, в письменном отзыве указал, что позиция прокурора основана на неправильном определении круга лиц, в отношении которых проводится проверка. Прокурором не учтено, что в пункте 2 оспариваемого Указа определяется его сфера действия по кругу лиц, в который не входят депутаты Государственного Совета Республики Татарстан.
Выслушав пояснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Президента Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Указом Президента Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N УП-233 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан" утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан.
Указ официально опубликован 1 июня 2011 года в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 21.
Прокурор Республики Татарстан считает данный Указ Президента Республики Татарстан противоречащим Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полагая, что Указ распространяется, в том числе, на депутатов Государственного Совета Республики Татарстан.
Проверяя законность оспариваемого Указа Президента Республики Татарстан, суд исходит из того, что пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
В перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381, включена должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Сводном перечне государственных должностей Республики Татарстан, утвержденном Указом Президента Республики Татарстан от 9 марта 2006 года N УП-92, также присутствует государственная должность депутата Государственного Совета Республики Татарстан.
Как следует из пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.
Пункт 2 статьи 2.1 Федерального закона от 6октября1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" распространяет на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, ограничения, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. При этом из данной категории лиц исключены депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ограничения, связанные с депутатской деятельностью, в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены статьей 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" указанная статья дополнена пунктами 3.1 - 3.8, устанавливающими порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В частности, пунктом 3.1 статьи 12 Федерального закона определен орган, в который представляются такие сведения, - комиссия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2 указанной статьи комиссия создается в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3.3 данной статьи установлено, что комиссия проводит в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, проверки:
а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами;
б) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, ограничение в виде обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении депутатов Государственного Совета Республики Татарстан установлено на уровне федерального закона, а механизм реализации данного требования, в частности, порядок проверки сведений, представляемых депутатами, должен устанавливаться законом субъекта Российской Федерации.
Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что законодательным органом государственной власти Республики Татарстан принят закон, направленный на обеспечение реализации статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в частности, на определение порядка проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, и соблюдения ими ограничений и запретов. Закон Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан" и Закон Республики Татарстан "О государственных должностях Республики Татарстан" от 19 июля 2012 года N 58-ЗРТ опубликован 27 июля 2012 года в газете "Республика Татарстан", N 137, и вступает в силу через 10 дней после дня его опубликования.
Пунктом 2 оспариваемого Указа Президента Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N УП-233 установлено, что проверка, предусмотренная Положением, проводится в отношении граждан, претендующих на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лиц, замещающих государственные должности Республики Татарстан, на которых распространяется действие Указа Президента Республики Татарстан от 11 января 2010 года N УП-4 "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
Пунктом 2 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан от 11 января 2010 года N УП-4, определена следующая категория лиц, на которых возлагается обязанность представлять сведения в соответствии с данным Положением: граждане, претендующие на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лица, замещающие государственные должности Республики Татарстан, для которых законодательством не установлены иные порядок и формы предоставления указанных сведений.
Поскольку для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законом установлен иной порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, они не подпадают под действие Указа Президента Республики Татарстан от 11 января 2010 года N УП-4 и, как следствие, в отношении их не проводится проверка, предусмотренная Указом Президента Республики Татарстан от 22 апреля 2011 год N УП-233.
Взаимосвязанные нормы пункта 2 оспариваемого Указа и пункта 2 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан от 11 января 2010 года N УП-4, по мнению суда, не содержат какой-либо правовой неопределенности и не допускают множественности толкования.
Исходя из изложенного, с учетом оговоренной сферы действия оспариваемого нормативного правового акта, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора о признании Указа противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению в той части, в какой он распространяется на депутатов Государственного Совета Республики Татарстан.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству Указа Президента Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N УП-233 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан", отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.