Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания Замалетдинове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Указа Президента Республики Татарстан от 11 января 2010 года N УП-4 "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера",
УСТАНОВИЛ:
11 января 2010 года принят Указ Президента Республики Татарстан NУП-4 "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", которым утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение).
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 3 и 6 Положения.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым нормативным правовым актом определен порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан.
В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 9 марта 2006 года N УП-92 "Об утверждении Сводного перечня государственных должностей Республики Татарстан" к лицам, замещающим государственные должности Республики Татарстан, относятся депутаты Государственного Совета Республики Татарстан.
Между тем 21 ноября 2011 года принят Федеральный закон N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", которым внесены изменения в Федеральный закон от 6октября1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Статьей 12 Федерального закона, с учетом внесенных изменений, установлен специальный порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с этим Указ Президента Республики Татарстан от 11 января 2010 года N 4-УП, установивший общий порядок для лиц, замещающих государственные должности Республики Татарстан, вступил в противоречие с федеральным законодательством.
Так, в соответствии с пунктами 3 и 6 Положения лица, замещающие государственные должности Республики Татарстан, представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, в Департамент по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан.
В то же время, как установлено пунктом 3.1 Федерального закона, депутаты представляют такие сведения не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из изложенного, прокурор Республики Татарстан просит признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 3 и 6 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан от 11 января 2010 года N УП-4.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан ФИО3 поддержал заявленные требования.
Представитель Президента Республики Татарстан ФИО4 с требованиями прокурора не согласился, в письменном отзыве указал, что позиция прокурора основана на неправильном определении круга лиц, на которых распространяется оспариваемый Указ Президента Республики Татарстан. Прокурором не учтено, что в пункте 2 Положения содержится оговорка в отношении лиц, для которых законодательством установлены иные порядок и формы предоставления сведений.
Выслушав пояснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Президента Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Указом Президента Республики Татарстан от 11 января 2010 года N УП-4 "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение).
Указ официально опубликован 15 января 2010 года в газете "Республика Татарстан", N 7, а также в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 27 января 2010 года, N 3.
Пунктом 3 Положения установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденным формам справок:
гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, - при наделении полномочиями по должности (избрании, утверждении или назначении на должность);
лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно пункту 6 Положения граждане, претендующие на замещение государственных должностей Республики Татарстан, а также лица, замещающие государственные должности Республики Татарстан, представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на имя Президента Республики Татарстан в Департамент по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан.
Прокурор Республики Татарстан считает пункты 3 и 6 Положения противоречащими Федеральному закону от 6октября1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", поскольку указанные требования распространяются, в том числе, на депутатов Государственного Совета Республики Татарстан. Вместе с тем, Федеральным законом в отношении данной категории лиц предусмотрены иные сроки представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также иной орган, в который представляются такие сведения.
Проверяя законность оспариваемого Указа Президента Республики Татарстан, суд исходит из того, что пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 Федерального закона от 6октября1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
В перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381, включена должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Сводном перечне государственных должностей Республики Татарстан, утвержденном Указом Президента Республики Татарстан от 9 марта 2006 года N УП-92, также присутствует государственная должность депутата Государственного Совета Республики Татарстан.
Как следует из пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.
Пункт 2 статьи 2.1 Федерального закона от 6октября1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" распространяет на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, ограничения, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. При этом из данной категории лиц исключены депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ограничения, связанные с депутатской деятельностью, в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены статьей 12 Федерального закона от 6октября1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" указанная статья дополнена пунктами 3.1, 3.2, 3.3, устанавливающими порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами законодательных) представительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так, пунктом 3.1 статьи 12 Федерального закона предусмотрена обязанность депутата ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) в комиссию законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2 указанной статьи комиссия создается в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, а пунктом 3.3 данной статьи определен круг полномочий данной комиссии.
Из приведенных норм следует, что ограничение в виде обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении депутатов Государственного Совета Республики Татарстан предусмотрено федеральным законом, а механизм реализации данного требования должен устанавливаться законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан от 11 января 2010 года N УП-4, определен круг лиц, на которых возлагается обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с данным Положением: граждане, претендующие на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лица, замещающие государственные должности Республики Татарстан, для которых законодательством не установлены иные порядок и формы предоставления указанных сведений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нормы пунктов 3 и 6 Положения не распространяются на депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, поскольку для них федеральным законом установлен иной порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, что исключает их из круга лиц, в отношении которых действует порядок, предусмотренный оспариваемым Положением.
Такой вывод следует из анализа положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 6октября1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которым ограничения, связанные с депутатской деятельностью, могут устанавливаться на уровне федерального закона, а вопросы организации соблюдения данных ограничений регулируются законом субъекта Российской Федерации.
Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что законодательным органом государственной власти Республики Татарстан принят закон, направленный на обеспечение реализации пунктов 3.1, 3.2, 3.3 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Закон Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан" и Закон Республики Татарстан "О государственных должностях Республики Татарстан"" от 19 июля 2012 года N 58-ЗРТ опубликован 27 июля 2012 года в газете "Республика Татарстан", N 137, и вступает в силу через 10 дней после дня его опубликования.
Таким образом, оспариваемым Указом Президента Республики Татарстан не устанавливается порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Государственного Совета Республики Татарстан, так как правовое регулирование данных отношений осуществляется на уровне федеральных законов и законов Республики Татарстан.
Пункты 3 и 6 Положения определяют сроки предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также орган, в который представляются такие сведения, для иной категории лиц - граждан, претендующих на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лиц, замещающих государственные должности Республики Татарстан, в отношении которых не установлен иной порядок и формы предоставления сведений. Признание недействующими оспариваемых пунктов Положения создало бы препятствие к исполнению данными лицами требований антикоррупционного законодательства.
Исходя из изложенного, оснований для признания пунктов 3 и 6 Положения противоречащими федеральному законодательству не имеется, так как они не распространяются на депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, что определенно следует из пункта 2 Положения во взаимосвязи с вышеприведенными положениями федеральных законов.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-198, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 3 и 6 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Республики Татарстан от 11 января 2010 года N УП-4 "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Татарстан, и лицами, замещающими государственные должности Республики Татарстан, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.