Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи О.В. Вишневской,
судей А.И. Муртазина и Р.Р. Насибуллина,
при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе А.П. Львова на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 04 июня 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований Львова А.П. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, включении периода работы в стаж государственной службы и обязании назначить пенсию за выслугу лет отказано.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Л.Р. Низамову, возражавшую удовлетворению апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.П. Львов обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан (далее - УПФ России в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске) о признании решения от "дата" года об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным, возложении обязанности включить период работы с 1 сентября 1984 года по 14 октября 1985 года в трудовой стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, и назначить данную пенсию.
В обоснование исковых требований указал, что он в оспариваемый период работал в должности начальника межхозяйственной службы Единого заказчика "данные изъяты" РАПО (далее - межхозяйственная служба), которая являлась структурным подразделением исполнительного комитета "данные изъяты" районного Совета народных депутатов Татарской АССР, соответственно, этот период на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 32 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" подлежал включению в стаж государственной службы.
Ответчик иск не признал, мотивировав позицию тем, что заявленная истцом должность не относится к должностям государственной службы, в этой связи у нее отсутствует общий стаж государственной службы в 15 лет, а также стаж работы на должностях государственной службы в Республике Татарстан в 10 лет.
К участию в деле привлечены также соответчики - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ОПФ России по Республике Татарстан), и в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, - Управление сельского хозяйства и продовольствия в Нижнекамском муниципальном районе Республики Татарстан (далее - УСХиП в Нижнекамском муниципальном районе Республики Татарстан).
В судебном заседании представитель ОПФ России по Республике Татарстан, УПФ России в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске К.С. Хамидуллина иск не признала, указав на ненадлежащий статус доверителей в качестве ответчиков.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан участие представителя в судебном заседании не обеспечило, в представленном суду отзыве иск не признало.
УСХиП в Нижнекамском муниципальном районе Республики Татарстан участие представителя в судебном заседании не обеспечило, в ранее состоявшихся судебных заседаниях представитель А.Г. Гиниятуллина пояснила, что в журнале приказов имеется лишь приказ о назначении истца на должность начальника межхозяйственной службы, других документов, свидетельствующих об отнесении этой службы к структурным подразделениям управления, не установлено.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить по мотиву его незаконности, необоснованности, ссылаясь то, что его стаж необходимо исчислять по подпункту 2 пункта 1 статьи 32 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", тогда как судом первой инстанции спор по делу разрешен с применением подпункта 1 пункта 1 статьи 32 указанного Закона.
Судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая и социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, как следует из части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" к источникам регулирования отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, отнесены нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание особый характер, условия выполнения трудовых функций (должностных обязанностей) и учитывая определенные ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы, законодатель (как федеральный, так республиканский) предусмотрел назначение гражданским служащим, имеющим не менее 15 лет стажа государственной службы и уволенным со службы по совместимым со статусом государственного гражданского служащего основаниям, пенсии за выслугу лет.
Такая правовая норма закреплена в статье 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также в части 1 статьи 45 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года N3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан".
Вместе с тем, наряду с общими условиями назначения пенсии за выслугу лет для указанной категории лиц Законом Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" в частями 2, 3 статьи 46, регулирующей пенсионное обеспечение лиц, замещавших должности государственной гражданской службы до вступления в силу настоящего Закона, то есть до 01 февраля 2003 года, предусмотрено дополнительное условие, в соответствии с которым для назначения пенсии за выслугу лет такие лица должны иметь стаж работы (службы) не менее 10 лет на должностях, исчерпывающим образом перечисленных в пунктах 1 и(или) 9 части 1 статьи 32 Закона.
Установление такого характера дополнительного требования в отношении вышеназванной категории лиц признается дискреционным полномочием законодателя, вытекающим, в том числе, из нормоположения части 2 статьи 54 Конституции Республики Татарстан, согласно которому государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" в стаж (общую продолжительность) государственной службы для назначения государственной пенсии за выслугу лет включаются периоды замещения на постоянной (штатной) основе государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР) в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Пунктом 3 части 2 той же статьи Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" к указанным периодам замещения государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР) отнесены, в частности, периоды замещения должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей до 26 мая 1995 года в местных органах государственной власти и управления (районных, городских, районных в городах Советах народных депутатов, администрациях районов, городов республиканского значения, районов в городах) и их аппаратах (подпункт "е").
Установлено, что истец, являясь получателем с июля 2001 года трудовой пенсии, обратился в ноябре 2011 года в ОПФ России по Республике Татарстан с заявлением о назначении государственной пенсии за выслугу лет на государственной должности Республики Татарстан.
Уведомлением ОПФ России по Республике Татарстан от 23 ноября 2011 года истец проинформирован о принятии решения об отказе в назначении ему испрашиваемой пенсии по мотиву отсутствия необходимого стажа государственной службы в 15 лет и стажа государственной службы Республики Татарстан в 10 лет, при этом соответствующие периоды службы признаны равными 14 годам 2 месяцам 16 дням и 8 годам 6 месяцам соответственно без учета периода работы с 01 сентября 1984 года по 14 октября 1985 года (1 год 1 месяц и 14 дней) в должности начальника межхозяйственной службы Единого заказчика "данные изъяты" РАПО.
Разрешая спор и принимая по делу решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом его статей 59 и 60 все представленные в материалах дела доказательства, исходил из недоказанности истцом того обстоятельства, что "данные изъяты" РАПО в силу возложенных на него задач и выполняемых функций относился в спорный период (с 1984 года по 1985 год) к местным органам государственной власти и управления, перечисленным в пункте 3 части 2 той же статьи Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан".
С данным выводом суда первой инстанции соглашается Судебная коллегия, так как относимых и допустимых доказательств (штатное расписание, положение по "данные изъяты" РАПО, его структуре, должностная инструкция), позволяющих установить статус "данные изъяты" РАПО, в материалах дела не имеется.
Из представленных в деле письменных ответов Муниципального казенного учреждения "Архив муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан" от 29 мая 2012 года и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 24 мая 2012 года усматривается отсутствие таких документов в архивных материалах.
Кроме того, оценивая выводы суда первой инстанции в решении об отказе в удовлетворении иска А.П. Львова о назначении пенсии по выслуге лет, Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что, исходя из неоспариваемой продолжительности его государственной гражданской службы в 8 лет 6 месяцев, даже с учетом спорного периода с 01 сентября 1984 года по 14 октября 1985 года (1 год 1 месяц и 14 дней), суммарный показатель, определяющий стаж истца по государственной службе Республики Татарстан, не образует требуемую по Закону Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" продолжительность в 10 лет.
При таких данных суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, с чем соглашается и Судебная коллегия, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и постановил соответствующее решение об отказе в иске.
Довод, содержащийся в апелляционной жалобе, о том, что стаж государственной службы истца следовало исчислять на основании подпункта 2 пунк-та 1 статьи 32 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", Судебной коллегией отклоняется, так как пенсионное обеспечение лиц, замещавших должности государственной гражданской службы до 01 февраля 2003 года, о принадлежности к которым заявлено истцом, урегулировано статьей 46 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", предусматривающей, как дополнительное условие, стаж работы (службы) не менее 10 лет на должностях, перечисленных в пунктах 1 и(или) 9 части 1 статьи 32 вышеназванного Закона. Следовательно, спор разрешен судом первой инстанции на основе правильного применения нормы материального права.
Также следует отметить, что в силу части 7 статьи 33 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" стаж государственной службы устанавливается по заявлению государственного служащего при его обращении за назначением государственной пенсии за выслугу лет уполномоченным органом по назначению государственных пенсий за выслугу лет.
При этом на основании пункта 1.4 Правил обращения за доплатой к пенсии лиц, замещавших государственные должности Республики Татарстан, государственной пенсией за выслугу лет государственных гражданских служащих Республики Татарстан, их назначения, выплаты и организации доставки, утвержденных Постановлением Кабинета Министров от 09 июня 2006 года за N290, уполномоченным органом по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет государственным служащим, включая организацию доставки, является Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
ОПФ России по Республике Татарстан и УПФ России в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске к надлежащим ответчикам по спору о праве на пенсию по выслуге лет не относятся, что также признается достаточным основанием для отказа в иске в части требований к этим учреждениям.
Все значимые для спора обстоятельства и представленные стороной доказательства судом первой инстанции исследованы и оценены, постановленное им решение не противоречит материальному и процессуальному законам.
Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1) и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 04 июня 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Львова А.П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.