Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего - судьи Гафарова Р.Ф.,
судей Мочаловой Ю.Р., Лукояновой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафарова Р.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя закрытого акционерного общества "Эр-Телеком Холдинг" Евлампиевой В.Г. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 июня 2012 года, которым постановлено:
Заявление прокурора города Набережные Челны Республики Татарстан удовлетворить.
Обязать закрытое акционерное общество "ЭР-Телеком Холдинг" переоборудовать подвесные линии связи между многоэтажными жилыми домами "адрес", осуществив перевод указанных линий связи в подземные коммуникации.
Взыскать с закрытого акционерного общества "ЭР-Телеком Холдинг" в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4000 (четырех тысяч) рублей.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Сулейманова М.З., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан - Григорьева М.А., представителя закрытого акционерного общества "Эр-Телеком Холдинг" Евлампиевой В.Г., поддержавшей апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Набережные Челны Республики Татарстан, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к закрытому акционерному обществу "Эр-Телеком Холдинг" (далее - ЗАО "Эр-Телеком Холдинг") о возложении обязанности переоборудовать линии связи в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив перевод в подземные коммуникации.
В обоснование требований указал, что прокуратурой г.Набережные Челны совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан проведена проверка деятельности ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе проверки выявлен факт монтажа подвесных линий и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг", расположенных между многоэтажными жилыми домами "адрес"
Прокурор полагал, что размещение линий связи воздушным способом создает реальную угрозу причинения вреда гражданам в случае обрыва проводов в результате стихийных бедствий, технических аварий, виновных действий юридических и физических лиц. Кроме того, открытое размещение линий связи является фактором, исключающим возможность обеспечения тайны телефонных переговоров и иных сообщений, поскольку создает возможность для несанкционированного доступа к ним.
Также ссылался на нарушение ответчиком Правил благоустройства г.Набережные Челны, которыми запрещено использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов крыш, стен зданий, а также иных сооружений и конструкций.
Просил обязать ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" переоборудовать указанные линии связи, осуществив их перевод в подземные коммуникации.
Прокурор в судебном заседании заявление поддержал.
Представитель ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" заявление не признала.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан с заявленными требованиями согласился.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" просит решение суда отменить, указывая, что распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан N 1159-р от 12 июля 2011 года, положенное в основу решения, было отменено 10 июля 2012 года. Приводит доводы о том, что размещение ответчиком оборудования осуществлялось в 2007-2008 годах в соответствии с требованиями действующего законодательства. На момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи отсутствовали правила, устанавливающие обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.
Как видно из материалов дела, 1 декабря 2011 года прокуратурой г.Набережные Челны совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан была проведена проверка деятельности ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов.
В ходе указанной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг", расположенных между многоэтажными жилыми домами "адрес"
При разрешении требований о возложении обязанности на ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" перевести линии связи в подземные коммуникации суд правомерно исходил из следующего.
Решением Городского Совета муниципального образования г.Набережные Челны от 15 декабря 2011 года N15/8 внесены изменения в Правила благоустройства муниципального образования г.Набережные Челны, согласно которым не допускается использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий, а также иных сооружений и конструкций (дымоходы, вентиляционные конструкции, и т.п.).
Это решение опубликовано 28 декабря 2011 года в газете "Челнинские известия" N127 (11573).
Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N126-ФЗ "О связи" осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 7 июля 2003 года N126-ФЗ "О связи" устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.
Однако в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи.
Так, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.
Пункт 25 части 1 указанной статьи предоставляет органам местного самоуправления полномочия по утверждению правил благоустройства территории округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Принятие вышеприведенного правового акта представительного органа муниципального образования было вызвано необходимостью повышения уровня благоустройства г. Набережные Челны. Данный акт не устанавливает каких-либо новых нормативных требований в области связи, а регулирует вопросы благоустройства поселения, что входит в компетенцию принявшего его органа.
При этом пункт 98.2 решения Городского Совета муниципального образования г.Набережные Челны от 15 декабря 2011 года N15/8 устанавливает запрет на использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений, не указывая, что данный запрет устанавливается лишь на первоначально размещаемые оборудование и линии связи.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан N1159-р от 12 июля 2011 года было признано утратившим силу, и о том, что на момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи отсутствовали правила, устанавливающие обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом, не могут повлечь отмену решения суда и не являются основаниями для отказа прокурору в удовлетворении требований.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда.
Руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 июня 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" Евлампиевой В.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.