Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Я.Калимуллина, судей Р.С.Ибрагимова и Р.Э.Курмашевой, при секретаре судебного заседания А.Н.Ганибаевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.С.Ибрагимова гражданское дело по апелляционной жалобе Т.В.Осиповой на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 09 июня 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления ФИО11 Осиповой о признании незаконным отказа главы Красноключинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в согласовании схемы расположения земельного участка отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Т.В.Осиповой, поддержавшей доводы жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т.В.Осипова обратилась в Нижнекамский городской суд с заявлением на неправомерный отказ главы Красноключинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1875 кв.м., расположенного в кадастровом квартале .... в пос. Красный Ключ.
В обосновании заявления указывается, что 18 апреля 2012 года Т.В.Осипова обратилась к главе Красноключинского сельского поселения за согласованием схемы расположения указанного земельного участка. Однако 27 апреля 2012 года был получен отказ. Полагала, что отказ главы Красноключинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в согласовании схемы расположения земельного участка вынесен с нарушением законодательства, не основан на нормах закона.
В судебном заседании Т.В.Осипова заявленные требования поддержала, пояснив, что её семья проживает в приватизированной "адрес" двухквартирного жилого "адрес" поселка Красный Ключ Нижнекамского района, переданной по акту приема-передачи от Нижнекамского лесхоза. Ранее земельный участок, на котором расположен дом, относился к землям государственного лесного фонда, впоследствии передан населенному пункту. Указанный участок на учете в государственном кадастре недвижимости не состоит. Т.В.Осипова и её семья пользуются данным участком более 30 лет. Схема расположения земельного участка была выполнена ООО "Геокосмос-НК", где отражается фактическое расположение и границы земельного участка. Указывает, что оспариваемый отказ нарушает права заявителя, имеющего намерение получить данный участок в собственность. Глава поселения предлагал уменьшить размер участка примерно на 300 кв.м., на что заявительница не согласна.
Глава Красноключинского сельского поселения не согласился с заявлением, пояснив, что в 2009 году был утвержден генеральный план застройки поселка. Земельный участок, на котором расположен двухквартирный "адрес", где находится принадлежащая Т.В.Осиповой "адрес", был отнесен к землям населенного пункта. Фактически по схеме, представленной Т.В.Осиповой, она претендует на согласование двух земельных участков: ЗУ 1 - площадью 159 кв.м., ЗУ 2 - площадью 1716 кв.м., разделенных между собой проездом. Возражений против согласования схемы расположения ЗУ 2 сельское поселение не имеет. Первый земельный участок, площадью 159 кв.м., располагается на территории мест общего пользования. Согласно генерального плана предполагается строительство дороги по "адрес" и на данном участке буду расположены коммуникации.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" пояснила, что на кадастровом учете земельный участок, на котором расположена квартира заявителя, не состоит. На схеме, представленной Т.В.Осиповой, фактически отображено два земельных участка, разделенных между собой проездом. Дом расположен на земельном участке с условным номером ЗУ 1, площадью1716 кв.м.
Представитель МКУ "Управление земельных и имущественных отношений" пояснил, что земельный участок находится в государственной собственности, место расположения земельного участка, порядок землепользования подлежит согласованию с органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным Законом "О государственном кадастре недвижимости"
Решением суда в удовлетворении исковых требований Т.В.Осиповой отказано.
В апелляционной жалобе Т.В.Осипова просит решение суда отменить, заявление удовлетворить. В обоснование жалобы указывается, что суд, отказывая в удовлетворении требований, надлежаще не исследовал и дал неправильную оценку обстоятельствам дела, решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, судом не принято во внимание то, что на схеме расположения земельного участка видно, что имеется только один земельный участок, но он является многоконтурным в силу того, что по нему проходит проезд к соседнему участку. Т.В.Осипова претендует на согласование только одного земельного участка, а не двух как определил суд.
В возражении на апелляционную жалобу глава Красноключинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан И.К.Зайнутдинов указал, что суд вынес справедливое решение. Генеральный план п.Красный Ключ разработан с учетом фактического использования земельных участков, в том числе учетом фактического использования "адрес".
В заседании суда апелляционной инстанции Т.В.Осипова апелляционную жалобу поддержала, просила об отмене решения суда, указывая, что оснований для отказа в удовлетворении заявления не имелось.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав Т.В.Осипову, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии п. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод: на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п.1, 2, 5,7 ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно ст. 23 Федерального Закона "О землеустройстве" порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.3 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 514 согласование иной землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства.
Из материалов дела усматривается, что Т.В.Осипова является сособственником "адрес" двухквартирном "адрес" поселка Красный Ключ Нижнекамского "адрес".
Т.В.Осипова обратилась к главе Красноключинского сельского поселения с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельных участков, общей площадью 1875 кв. м.: земельного участка площадью 159 кв.м. и земельного участка площадью 1716 кв.м., расположенных по адресу: пос. Красный Ключ Нижнекамского района РТ, "адрес" кадастровом квартале: .....
27 апреля 2012 года письмом Главы Красноключинского сельского поселения в согласовании Т.В.Осиповой было отказано ввиду включения в проект границ земельного участка, не связанного с эксплуатацией жилого дома и попадающего в зону общего пользования.
Судом первой инстанции установлено, что часть жилого дома, где находится квартира Т.В.Осиповой, расположена на земельном участке, находящемся в государственной собственности, сведения в государственном кадастре недвижимости о котором отсутствуют. Т.В.Осиповой документов о праве на земельный участок не представила.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отказ главы Красноключинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан является правомерным, поскольку из проекта застройки пос. Красный Ключ видно, что земельный участок с условным номером ЗУ 1, площадью 159 кв.м., схема расположения которого представлена заявителем на согласование, находится в границах земель общего пользования, относящихся согласно ст. 11 Федерального Закона "Об общих принципах местного самоуправления" к территории поселения.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами относятся к землям общего пользования и должны быть доступны всем.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы Т.В.Осиповой о том, что она претендует на согласование одного земельного участка являются несостоятельными, поскольку согласно выкопировке из проекта застройки п.Красный Ключ предоставленной Главой Красноключинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан границы земельного участка включены в зону общего пользования не связанного с эксплуатацией жилого дома.
Остальные доводы апелляционной жалобы Т.В.Осиповой, в которых она выражает свое несогласие с выводами суда, направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 09 июня 2012 года, по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Т.В.Осиповой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.