Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Галиевой А.С.,
судей Сазоновой В.Г., Янсона А.С.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Янсона А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе Тоджудинова Т.Р. на решение Советского районного суда города Казани от 21 июня 2012 года, которым отказано в удовлетворении иска Тоджудинова Т.Р. к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" о возложении обязанности заключить договор на подключение дома к газораспределительной сети.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Тоджудинова Т.Р., поддержавшего жалобу, представителя ООО "Газпром трансгаз Казань" Голованова В.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тоджудинов Т.Р. обратился в суд с иском к ООО "Газпром трансгаз Казань" о возложении обязанности заключить договор на подключение дома к газораспределительной сети. В обоснование иска указано, что истцу на праве собственности принадлежат земельный участок и жилой дом по адресу: "адрес", в котором он проживает со своей семьёй. Для заключения договора на подключение дома к газораспределительной сети истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением, однако в заключении договора ему было отказано со ссылкой на несоответствие дома требованиям градостроительного плана. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку дом был построен на основании разрешения на строительство, в городе Арске имеется соответствующий ресурс газа и возможность его транспортировки, большая часть соседних домов газифицированы.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Тоджудинов Т.Р. просит отменить решение, указывая на его незаконность и неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В жалобе отмечается, что земельный участок истцу для строительства индивидуального жилого дома был предоставлен 03 августа 1998 года, в то время как ответчику земельный участок под газопровод с привязкой охранных зон выделен лишь 15 февраля 2011 года, что свидетельствует о нарушении ответчиком правил строительства газопровода вблизи жилых домов. Судом подменено требование истца о подключении уже построенного дома к имеющейся газораспределительной сети на получение разрешения на строительство дома, в связи с чем не применён закон, подлежащий применению в спорных правоотношениях.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка и жилого дома по адресу: "адрес". В данном доме истец проживает со своей семьёй из трёх человек. Для заключения договора на подключение дома к газораспределительной сети истец неоднократно обращался к ответчику с соответствующими заявлениями, однако в заключении договора ему было отказано по причине того, что дом истца построен на недопустимом расстоянии от оси магистрального газопровода "Пермь - Казань - Горький -1".
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришёл к выводу, что отказ ответчика в заключении с истцом договора на подключение дома к газораспределительной сети является правомерным, поскольку принадлежащий истцу дом возведён в пределах установленного СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" минимального расстояния от оси газопровода и в нарушение Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации".
С этим выводом суда первой инстанции судебная коллегия не согласна.
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения газопроводов. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.
Согласно статье 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Границы охранных зон объектов системы газоснабжения установлены Правилами охраны магистральных трубопроводов, утверждёнными Минтопэнерго РФ 29 апреля 1992 года, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 апреля 1992 N 9, согласно пункту 4.1 которых для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Из имеющегося в деле письма ООО "Газпром трансгаз Казань" от "дата" .... следует, что принадлежащий истцу дом расположен на расстоянии 203 метров от оси магистрального газопровода, то есть за пределами установленной 25 метровой охранной зоны.
В соответствии с разделом 3 "Основные требования к трассе трубопроводов" (таблица N 4) СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", утверждённых Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 года N 30, минимальное расстояние от оси газопровода с давлением 25-100 кГс/см2 и диаметром 1000-1200 до городов и других населённых пунктов составляет 300 метров.
Вместе с тем, нахождение дома истца в пределах минимального расстояния от оси газопровода само по себе не является основанием для отказа в заключении с истцом договора на подключение дома к существующей газораспределительной системе. Вопрос о правомерности нахождения принадлежащих истцу на праве собственности земельного участка и жилого дома в пределах минимального расстояния от оси магистрального газопровода не являлся предметом судебного разбирательства по данному делу. С заявлением об оспаривании правомерности нахождения дома истца на данном земельном участке ответчик в установленном законом порядке в суд не обращался.
Как следует из пояснений представителя ответчика, данных в ходе рассмотрения дела, подключение дома истца к существующей газораспределительное системе не представляется возможным, поскольку это связано со строительными работами по прокладке газопровода к дому истца, проведение которых в пределах минимального расстояния от оси магистрального газопровода запрещено.
Однако в таблице N 4 СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" не установлено минимальное расстояние от оси магистрального газопровода до такого объекта как газопровод газораспределительной системы, в пределах которого запрещалось бы проведение работ по прокладке данного газопровода в целях подключения домов потребителей к газораспределительной системе соответствующего населённого пункта.
Согласно пункту 6 приложения к таблице N 4 расстояния до объектов, отсутствующих в данной таблице, следует принимать по согласованию с соответствующими органами государственного надзора и заинтересованными организациями.
Доказательств того, что указанное минимальное расстояние по согласованию с соответствующими органами государственного надзора и заинтересованными организациями было установлено, ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлено.
При этом статья 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" допускает возможность проведения строительных работ в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения по согласованию с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Пунктом 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утверждённых утверждёнными Минтопэнерго РФ 29 апреля 1992 года, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 апреля 1992 N 9 также предусмотрена возможность возведения построек и сооружений в охранных зонах трубопроводов с письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта. Условия организации и производства этих работ определены разделом 5 данных правил, согласно которым до выдачи разрешения на производство работ в охранных зонах трубопровода производственное подразделение предприятия трубопроводного транспорта, эксплуатирующее участок трубопровода, пролегающий в зоне этих работ, выполняет обследование этого участка с целью определения его технического состояния и безопасности, а также уточнения положения трубопровода и всех его сооружений (пункт 5.4).
В случае, когда установлено, что техническое состояние участка трубопровода требует выполнения ремонтных работ для предотвращения возможного его разрушения или утечки транспортируемой продукции, предприятие трубопроводного транспорта имеет право временно (до окончания ремонта) запретить проведение любых, в том числе сельскохозяйственных работ, кроме связанных с ремонтом (пункт 5.5).
Возможность проведения строительных работ в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта предусмотрена также пунктом 2.1 статьи 49 Градостроительного кодека Российской Федерации.
Статьёй 4 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, установлены принципы государственной политики в указанной области, в том числе:
государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности;
повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации.
В силу требований статьи 26 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки.
Доказательств, подтверждающих, что подключение дома истца к газораспределительной системе невозможно по причине отсутствия ресурсов газа или возможности его транспортировки ответчиком не представлено.
Таким образом, отказ ответчика от заключения с истцом договора на подключение дома истца к газораспределительной системе не основан на законе и является неправомерным.
Данные обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене как несоответствующее приведённым нормам материального права.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Казани от 21 июня 2012 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение.
Исковое заявление Тоджудинова Т.Р. к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" удовлетворить.
Обязать ООО "Газпром трансгаз Казань" заключить с Тоджудиновым Т.Р. договор на подключение к газораспределительной системе жилого дома по адресу "адрес", инвентарный номер .... литер ....
Судья Верховного Суда
Республики Татарстан А.С. Янсон
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.