Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Ф. Гафарова,
судей Ф.В. Хабировой, Ю.Р. Мочаловой,
при секретаре А.С. Шараповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Агрызского района Республики Татарстан В.В. Кузьмина на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 29 июня 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления прокурора Агрызского района Республики Татарстан о запрете деятельности спецприемника и камеры для административно задержанных отделa МВД России по Агрызскому району до устранения нарушений законодательства о содержании под стражей административно-задержанных и административно-арестованных граждан отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав объяснения прокурора С.И. Надыршиной в поддержку апелляционного представления, представителя отделa МВД России по Агрызскому району Р.Р. Валиева, представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Р.Ф. Исмаилова, возражавших против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Агрызского района Республики Татарстан (далее - прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к отделy МВД России по Агрызскому району, Министерству внутренних дел России по Республике Татарстан о запрете деятельности спецприемника и камеры для административно-задержанных отдела МВД России по Агрызскому району Республики Татарстан до устранения нарушений законодательства о содержании под стражей административно-задержанных и административно-арестованных граждан.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны прав лиц, находящихся в указанных помещениях органа внутренних дел. В ходе проверки было установлено, что камеры спецприемника и камеры административно-задержанных лиц индивидуально средствами радиовещания не обеспечены, настольные игры административно-арестованным не выдаются. Прибывшие административно-арестованные и административно-задержанные лица не проходят санитарную обработку и обследование на педикулез, постельные принадлежности им не выдаются, в камерах административно-задержанных и спецприемника отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения при пожаре, замеры сопротивления изоляции проводов и контрзаземлений.
Несмотря на ранее внесенные прокуратурой района в 2010 и 2011 годах представления, нарушения не устранены.
Прокурор просил запретить эксплуатацию специального приемника и камер административно-задержанных отдела МВД по Агрызскому району до устранения нарушений законодательства.
В судебном заседании заместитель прокурора требования поддержал
Представитель ответчика отдела МВД России по Агрызскому району заявление не признал.
Министерство внутренних дел России по Республике Татарстан представителя в суд не направило.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В апелляционном представлении прокурор Агрызского района Республики Татарстан просит решение суда отменить, приводя доводы, на которые он ссылался в обоснование заявленных требований. Также приводит нормы международного права, практику Европейского Суда по правам человека, которые, по его мнению, не были учтены судом при вынесении решения.
В возражении на апелляционное представление представитель отдела МВД России по Агрызскому району считает решение суда законным и обоснованным, просит его оставить в силе. Приводит доводы об устранении выявленных нарушений, представляя доказательства этому. Ссылается на то обстоятельство, что приостановление деятельности специального приемника и камеры для административно задержанных отдела МВД России по Агрызскому району противоречит общественным интересам, нарушает права и законные интересы граждан в сфере государственной защиты от преступных и иных посягательств.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающую такую опасность.
В судебном заседании было установлено, что здание отдела МВД России по Агрызскому району введено в эксплуатацию в 1973 году. На первом этаже в полуподвальном помещении находится изолятор временного содержания, камеры административно задержанных на 8 человек и камера спецприемника.
В соответствии с "Положением о порядке отбывания административного ареста" определен порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в соответствии с частью 4 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее именуются - арестованные).
Указанным нормативным актом установлено, что арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке (далее именуются - специальные приемники).
В специальных приемниках арестованные содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной.
Камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В специальных приемниках арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна).
Арестованные, вновь поступившие в специальный приемник, проходят первичный медицинский осмотр, осуществляемый медицинским работником с целью выявления лиц, нуждающихся в медицинской помощи, и больных.
Медицинское и санитарно - противоэпидемическое обеспечение арестованных осуществляется в порядке, устанавливаемом Министром внутренних дел Российской Федерации.
Арестованные пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Судом было установлено, что имевшиеся к моменту обращения прокурора в суд нарушения в значительной степени отделом МВД России по Агрызскому району устранены. Так, проводится капитальный ремонт помещений изолятора временного содержания, специального приемника и камер административно задержанных. В отделе имеется душевая комната, где административно-задержанные и арестованные проходят первичную санитарную обработку, а также осматриваются, имеющимся в штате отдела МВД медицинским работником. Лицам, отбывающим административный арест, выдаются постельные принадлежности. 1 января 2012 года отделом МВД России по Агрызскому району и ГАУЗ "Агрызская Центральная районная больница" заключен договор, в соответствии с которым Агрызская ЦРБ проводит обработку матрацев, одеял и подушек в дезинфекционной камере и стирку постельного белья. В камерах оборудованы окна, через которые может проводиться проветривание помещений. Для лиц находящихся в изоляторах временного содержания и специальном приемнике, создана библиотечка, откуда все желающие могут получить как периодическую печать, так и художественную литературу, там же имеются настольные игры.
26 июня 2012 года комиссией по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания органов внутренних дел Республики Татарстан проведена проверка, которой выявлено, что помещение изолятора оснащено комнатой для подогрева пищи, где имеется необходимый набор бытовой техники и посуды. Имеется санузел, в котором установлена душевая кабина, водонагреватель на 80 литров, рукомойник, туалет. Камеры оснащены кнопкой вызова дежурного, имеется рукомойник, тумбочки для личных вещей, на кроватях необходимый набор постельных принадлежностей, емкость для питьевой воды. В помещениях камер поддерживается чистота. В помещениях изолятора временного содержания и специального приемника отсутствует система пожарной сигнализации.
Из протокола измерения сопротивления изоляции от 12 апреля 2012 года, составленного специализированной организацией, следует, что в ходе проверки соответствия изоляции электроустановок и заземляющих устройств в помещениях изолятора временного содержания и специального приемника нарушений не выявлено.
В настоящее время иных помещений для содержания задержанных и арестованных в Агрызском районе не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд руководствовался положениями абзаца второго пункта 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
Поскольку законодательством данный вопрос отнесен на усмотрение суда, суд должен взвесить все положительные и отрицательные последствия такой деятельности, а также учесть, существуют ли иные способы нейтрализации возможных вредных последствий.
Следовательно, при разрешении требований прокурора суд должен установить приоритет между общественными интересами, которые могут пострадать в результате приостановления деятельности специального приемника, комнаты для задержанных в административном порядке и степенью опасности такой деятельности, возможностью получения лицами, содержащимися в камерах, вреда жизни и здоровью.
Действительно, в силу требований санитарно-эпидемиологических и пожарных норм незаконность деятельности специального приемника и комнаты для задержанных в административном порядке с выявленными нарушениями презюмируется. В то же время, степень опасности такой деятельности, размер вреда, который она может причинить, подлежат доказыванию, чего не было сделано прокурором.
Соотношение допущенных отделом МВД России по Агрызскому району нарушений и общественных интересов, исходя из целей и задач учреждения, позволяет сделать вывод о том, что запрет деятельности специального приемника и комнаты для задержанных в административном порядке не соответствует требованиям статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как влечет невозможность применения превентивных мер.
Доводы апелляционного представления правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Доказательств наличия реальной угрозы здоровью граждан, содержащихся в специальном приемнике и в комнате для задержанных в административном порядке суду не представлено. При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным.
Следует также отметить, как правильно указал в решении районный суд, что прокурор Агрызского района вправе обратиться в суд с заявлением об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 29 июня 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Агрызского района Республики Татарстан В.В. Кузьмина - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.