Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Сазоновой В.Г. и Галиевой А.С.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи СазоновойВ.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе АхметшинаИ.В., Ахметшиной Л.Г., действующей также в интересах ФИО1 и ФИО2, на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 05 июля 2012года, которым постановлено:
Ахметшиной ...., действующей за себя и несовершеннолетних детей: ФИО1, "данные изъяты" года рождения, и ФИО2, "данные изъяты" года рождения, Ахметшину .... в удовлетворении иска к Исполнительному комитету муниципального образования "п.г.т.Камские Поляны" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан о:
- признании за семьей Ахметшиных Л.В. и И.В. права на включение в Сводный список участников программы по Нижнекамскому муниципальному району на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" по подпрограмме "Предоставление субсидий для финансирования строительства (приобретения) жилья для молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности" утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. N858;
- признании за Ахметшиными Л.Г. и И.В. права на получение социальной выплаты по вышеуказанной программе;
- признании незаконными бездействий Исполнительного комитета муниципального образования "п.г.т.Камские Поляны Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан по невыдаче свидетельства на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках указанной программы;
- признании за семьей Ахметшиных Л.Г. и И.В. преимущественного, первоочередного права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках этой программы;
- обязании выдать семье Ахметшиных Л.Г. и И.В. свидетельство на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках названной программы, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Ахметшина И.В., поддержавшего жалобу, представителя исполкома п.г.т. Камские Поляны - ФИО3, возражавшую относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахметшин И.В., Ахметшина Л.Г., действующая за себя и несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, обратились в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования "п.г.т.Камские Поляны" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее исполком п.г.т. Камские Поляны), Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее исполком НМР РТ), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (даже МСХиП РТ) с иском о признании за молодой семьей Ахметшиных Л.Г. и И.В. права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" по подпрограмме "Предоставление субсидий для финансирования строительства (приобретения) жилья для молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности" утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2002 года N858; признании незаконными бездействий ответчиков по невыдаче свидетельства о праве АхметшиныхИ.В и Л.Г. на получение социальной выплаты по указанной программе; обязании ответчиков к выдаче свидетельства на получение этой социальной выплаты.
Требования мотивированы тем, что Ахметшина Л.Г. проживает в п.г.т.Камские Поляны Нижнекамского района Республики Татарстан с .... года, работает в "данные изъяты" с .... года. Ахметшин И.В. "данные изъяты". Ахметшины И.В. и Л.Г. имеют двоих несовершеннолетних детей. В мае .... года Ахметшина Л.Г. обратилась в отдел жилищной политики администрации п.г.т.Камские Поляны с заявлением о предоставлении субсидии в рамках вышеуказанной программы. В октябре .... года им стало известно, что их семья включена в Сводный список участников названной программы. Субсидия до настоящего времени ими не получена. Семьи, обратившиеся позже Ахметшиных Л.Г. и В.И., получили субсидии.
В ходе рассмотрения дела Ахметшины И.В. и Л.Г. дополнили исковые требования. Они просили признать за их семьей право на включение в Сводный список участников программы по Нижнекамскому муниципальному району на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" по подпрограмме "Предоставление субсидий для финансирования строительства (приобретения) жилья для молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2002 года N858 в 2009 году; признать право на получение социальной выплаты по вышеуказанной программе; признать незаконными бездействие исполкома п.г.т.Камские Поляны, исполкома НМР РТ, МСХиП РТ по невыдаче свидетельства на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках указанной программы; признать за их семьей преимущественное, первоочередное права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках этой программы в 2012 году; обязать выдать им свидетельство на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
Ахметшин И.В. в суд не явился.
Ахметшина Л.Г. и представитель Ахметшиных И.В., Л.Г. - ФИО4 в суде иск поддержали.
Представитель исполкома п.г.т. Камские Поляны ФИО3 в суде иск не признала.
Представитель исполкома НМР РТ ФИО5 в суде иск не признал.
Представитель МСХиП РТ в суд не явился.
Суд в удовлетворении иска Ахметшиных И.В., Л.Г. отказал.
В апелляционной жалобе Ахметшина И.В., Ахметшиной Л.Г., действующей также в интересах ФИО1 и ФИО2, ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. В жалобе указывается, что ссылка суда на письмо-обращение МСХиП РТ к главе муниципального образования необоснованна. Данное письмо не является нормативным актом. Судом не проверена реализация преимущественного включения в список участников работников агропромышленного комплекса.
Ахметшина Л.Г., представители исполкома НМР РТ, МСХиП в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены, сведений о причинах неявки не сообщили.
Поскольку сведений о наличии существенных препятствий для их участия в данном судебном заседании не имеется, с учетом мнения явившихся лиц, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты) определен Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
На указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.
Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее Правила).
В соответствии с пунктом 26 Типового Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее Положение) право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:
а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862;
Пункт 8 указанного Типового положения предусматривает право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, которое не является ценной бумагой. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется уполномоченным органом.
Согласно положений пункта 15 Типового положения уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.
Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Ахметшина Л.Г. работает "данные изъяты", проживает в п.г.т.Камские Поляны.
Постановлением руководителя исполкома п.г.т.Камские Поляны "данные изъяты" Ахметшина Л.Г. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий
В .... году она была включена в сводный список семей, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Республики Татарстан, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года".
В соответствии с постановлением руководителя исполкома НМР РТ "данные изъяты" создана комиссия по контролю выделенных субсидий из бюджетов Республики Татарстан и Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Нижнекамского муниципального района РТ. Постановлением руководителя Исполкома НМР РТ "данные изъяты" в указанное постановление внесены изменения.
Лимит денежных средств, установленных Нижнекамскому муниципальному району на каждый очередной год, распределяется семьям-участникам программы "Социальное развитие села до 2013 года" по решениям этой комиссии.
В Сводный список участников мероприятий- получателей социальных выплат в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года" на 2012 год по Нижнекамскому муниципальному району включены: 23 семьи - как граждане, проживающие в сельской местности; 64 семьи - по категории "молодые семьи" и "молодые специалисты", в том числе и Ахметшина Л.Г. под номером .....
МСХиП РТ, как распорядитель бюджетных средств, рекомендовал главам муниципальных образований при распределении выделенных субсидий придерживаться следующих критериев: из общего количества участников 85% - работники АПК, 15% - социальная сфера (исключить районные центры). В рамках мероприятий - "обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов" от общего количества необходимо включить не менее 30% молодых специалистов, закончивших аграрные ВУЗы, работающих в организациях АПК с учетом заключенных договоров с работодателями о предоставлении 30% финансирования от расчетной стоимости жилья за счет предприятия. Списки необходимо сформировать с учетом обучающихся студентов в аграрных ВУЗах.
В сформированном списке семей-получателей социальных выплат по Нижнекамскому району на 2012 год семья Ахметшиной Л.Г. отсутствует.
При таких данных суд первой инстанции правомерно отказал Ахметшиным И.В., Л.Г. в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы Ахметшиных И.В., Л.Г. о том, что ссылка суда на письмо-обращение МСХиП РТ к главе муниципального образования необоснованна, письмо-обращение не относится к нормативно-правовым актам, судебная коллегия отклоняет, как несостоятельные, поскольку программа направлена на закрепление молодых семей и молодых специалистов в сельской местности, в связи с чем в первоочередном порядке субсидии выделяются молодым специалистам агропромышленного комплекса, а не в порядке очередности. Решения комиссии по контролю выделенных субсидий из бюджетов Республики Татарстан и Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Нижнекамского муниципального района, о распределении предоставленных Нижнекамскому муниципальному району лимитов денежных средств на 2010 и последующие годы не оспорены. В сформированном решением комиссии списке семей-получателей социальных выплат по Нижнекамскому району на 2012 год семья Ахметшиной Л.Г. отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы, что судом не проверена реализация преимущественного включения в список участников работников агропромышленного комплекса, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку реализация преимущественного включения в список участников работников агропромышленного комплекса не является предметом доказывания по делу.
Выводы судом сделаны с учетом обстоятельств дела, на основании представленных сторонами доказательств.
Дело судом рассмотрено с соблюдением требований закона, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом1 статьи328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 05 июля 2012года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ахметшина И.В., Ахметшиной Л.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.