Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.
и судей Мартыновой Т.А., Обуховой С.Г.
с участием прокурора Окулова Е.А.
при секретаре Скрябиной А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 02 августа 2012г. дело по апелляционной жалобе администрации г. Кирова на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 06 июня 2012г., которым постановлено:
Обязать Администрацию г. Кирова организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной в районе пересечения "адрес"
Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., прокурора Окулова Е.А.., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Кирова обратился в суд с иском к Администрации г. Кирова, указал, что в ходе проверки установлено, что на территории Октябрьского района г. Кирова имеется несанкционированная свалка бытовых отходов (древесно-кусковые отходы и отходы ПВХ общим объемом 0,5 куб.м.), расположенная в районе пересечения "адрес" Указанная свалка расположена в водоохраной зоне р. "адрес" и является несанкционированной, не отвечает требованиям, установленным для мест размещения отходов. Просит обязать администрацию г. Кирова организовать уборку древесно-кусковых отходов и отходов ПВХ общим объемом 0,5 куб.м. из 50-метровой водоохраной зоны р. "адрес"
Судом постановлено указанное выше решение.
С решением суда не согласна администрация г. Кирова, в жалобе ставит вопрос о его отмене и принятии нового решения об отказе удовлетворении требований прокурора, указывает, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального и процессуального права, были исследованы не все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Полагает, что судом необоснованно отказано в привлечении в качестве соответчика ТУ Администрации г. Кирова по Октябрьскому району, так как согласно "Положению о территориальном управлении администрации г. Кирова по Октябрьскому району" N 46/24 от 24.11.2010 территориальное управление обладает правами юридического лица, к функциям ТУ относится организация благоустройства, озеленение района. Указывает, что данная несанкционированная свалка возникла в результате демонтажа рекламной конструкции, собственником которой является ИП Пышко Н.Н. В соответствии с Правилами внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров" обязанность по ликвидации установленной несанкционированной свалки должна быть возложена на юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории МО "Город Киров", т.е. на ФИО8
В возражении на апелляционную жалобу, пом. прокурора Октябрьского районе г. Кирова указывает, что считает вынесенное решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению, контроль за содержанием территории города Кирова, проведение мероприятий, обеспечивающих организацию уборки от мусора и отходов, их своевременную вывозку возложен на администрацию г. Кирова, а также на ее структурные подразделения. Информации об организаторе несанкционированной свалки, а также доказательства принадлежности данного земельного участка кому-либо ответчиком в судебное заседание предоставлено не было.
В отзыве на жалобу Департамент экологии и природопользования Кировской области указывает на законность принятого судом решения и отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, считает, что довод жалобы о том, что надлежащим ответчиком является ТУ администрации г. Кирова по Октябрьскому району не основан на законе, так как Территориальное управление является территориальным органом администрации г. Кирова и подчиняется главе администрации г. Кирова. Сведений об организаторе несанкционированной свалки в судебном разбирательстве администрацией г. Кирова представлено не было, в связи с чем, данный довод не может быть предметом рассмотрения в суде.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела и содержания решения следует, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ 21.11.2011 "Об охране окружающей среды" определено, что под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения, благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с п. 11, п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как следует из материалов дела, на территории городского округа в районе пересечения "адрес" и "адрес" установлено несанкционированное размещение древесно-кусковых отходов и отходов ПВХ общим объемом 0,5 куб.м., что является нарушением п. 15 ч. 2 ст. 65 Водного Кодекса РФ.
Согласно каталогу рек Кировской области протяженность реки "адрес" составляет 28 км. В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 65 ВК РФ водоохранная зона "адрес" составляет 50-100м.
Решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 N 19/41 утверждены Правила внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров".
В соответствии с п.1.4 Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров" контроль за выполнением настоящих Правил осуществляет администрация города (ее структурные подразделения в пределах своей компетенции).
В соответствии с п.3.1 Правил содержание территории города заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих, в том числе, организацию уборки территории города от мусора, отходов, организацию их своевременной вывозки; сбор, вывоз в установленные места и захоронение бытовых и других отходов; очистку от мусора и растительности родников, ручьев, канав, лотков, люков ливневой канализации и других водопропускных устройств.
Согласно п.3.4 Правил юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования " Город Киров", арендаторы или собственники нежилых помещений, граждане, имеющие в собственности индивидуальный жилищный фонд, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, управляющие и (или) обслуживающие жилищный фонд организации заключают договоры на вывоз ТБО со специализированными организациями, производящими вывоз, утилизацию и обезвреживание отходов, в соответствии с утвержденными среднегодовыми нормами накопления ТБО.
Решением Кировской городской Думы от 24.11.2010 N 46/24 утверждены Положения о территориальных управлениях администрации города Кирова по районам.
В соответствии с п. 3.2.7 Положения о Территориальном Управлении администрации города Кирова по Октябрьскому району Территориальное управление осуществляет функции по решению вопросов в сфере ЖКХ, благоустройства, землепользования, организует благоустройство и озеленение территории района.
В соответствии с п. 22 ч. 6 ст. 29 Устава муниципального образования "Город Киров", утв. Решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 N 42/19, администрации города организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
При таких обстоятельствах, суд, удовлетворяя требования прокурора района и возлагая обязанность на администрацию муниципального образования "Город Киров" устранить нарушения федерального законодательства путем организации ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в районе пересечения "адрес" пришел к правильному выводу, что требования прокурора района направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них законодательством, и в защиту прав жителей города Кирова на благоприятную окружающую среду.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации ликвидации несанкционированной свалки, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на Администрацию муниципального образования "Город Киров" обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки.
Вывод суда о том, что создание территориальных подразделений Администрации г. Кирова не исключает предусмотренную законом обязанность органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов, является правильным.
Довод представителя ответчика о том, что свалка образовалась в результате демонтажа рекламной конструкции, собственником которой является ИП ФИО7, материалами дела не подтвержден, никаких доказательств в этой части ответчиком не представлено.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ответчиком не заявлялось ходатайство о привлечении к участию в деле ИП ФИО7 и не были представлены доказательства, указывающие на причастность данного лица к данному делу.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 06 июня 2012г. оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.