Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Кутыревой Е.Б., судей Сысаловой И.В. и Лысовой Е.В.
При секретаре Голуб В.Н.
Рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Кутыревой Е.Б.
Дело по апелляционной жалобе Кузьмичевой С.Е.
С участием Кузьмичевой С.Е.
На решение Ленинского районного суда г.Н.Новгорода от 20 декабря 2011 года
По делу по иску Кузьмичевой С. Е. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г.Н.Новгорода о включении периода военной службы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии за работу в районе Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛА:
Кузьмичева С.Е. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Н.Новгорода о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что ответчик необоснованно отказал ей в ее назначении, не засчитав в стаж работы период военной службы в войсковой части "..."с 01.02.1994 по 13.07.1998 г.
Решение ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н.Новгорода истица считает незаконным, поскольку считает ошибочным, мнение ответчика, что военная служба не является работой и при ее прохождении лицо не работает. Данная пенсионным фондом трактовка военной службы ставит ее в неравное положение с лицами, которые осуществляют гражданскую трудовую деятельность.
В судебном заседании Кузьмичева С.Е. и представитель истца, адвокат Сазонов В.Г. требования поддержали.
Представитель ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Н.Новгорода требования не признали.
Решением суда постановлено: В иске Кузьмичевой С. Е. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г.Н.Новгорода о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода прохождения военной службы с 01.02.1994 по 13.07.1998 г.г., назначении досрочной трудовой пенсии - отказать.
В апелляционной жалобе Кузьмичевой С.Е. поставлен вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного.
Заявитель жалобы не согласен с выводами суда об отказе, о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода прохождения военной службы с 01.02.1994года по 13.07.1998года.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения проверена судом апелляционной инстанции по правилам главы 39 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Кузьмичеву С.Е., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Как следует из материалов дела, 06.05.2011 года Кузьмичева С.Е. обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н.Новгорода с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.6 п.1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Разрешая, спор и отказывая, в удовлетворении заявленных требований суд 1 инстанции исходил из отсутствия требуемого специального стажа работы для назначения досрочной трудовой пенсии.
Данный вывод является правильным, основанным на законе и установленных по делу обстоятельствах.
В соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 закона пенсия устанавливается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Стаж работы истицы в районах Крайнего Севера составил 06 лет 10 месяцев 09 дней, что исключает возможность применения п.п.6 п.1 ст. 28 закона в качестве основания для назначения ей досрочной трудовой пенсии.
Решением от 31.05.2011 года ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н.Новгорода отказано в назначении Кузьмичевой С.Е. досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа работы. Также отказано в зачете периода прохождения истицей военной службы в войсковой части "..."с 01.02.1994 по 13.07.1998 г.г.
Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя ( ч.2 ст. 39).
Федеральный закон от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ", введенный в действие с 01.01.2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования.
При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым указанный закон понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (ст.2).
Согласно п.п.1 п. 1 ст. 11 закона период прохождения военной и другой приравненной к ней службы засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались. Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по специальному закону от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей".
Государственная служба (в том числе военная), работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд и законодатель эти понятия различает.
Статьи 27, 28 закона "О трудовых пенсиях в РФ", которые регулируют вопросы сохранения права на досрочное назначение пенсии по старости, содержат, в отличие от упомянутого страхового стажа, виды специального трудового стажа, учитываемого при досрочном назначении трудовой пенсии.
В утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07. 2002 года Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 закона "О трудовых пенсиях в РФ" (п. 2), среди периодов работы, суммируемых при назначении гражданам трудовой пенсии по старости, указана работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Однако, указанными правовыми положениями не предусмотрено возможности зачета военной службы в специальный стаж.
По данным копии справки "..."из войсковой части N"..."от 13.07.1998 года усматривается, что Кузьмичева С.Е. "непрерывно проходила воинскую службу" с 01.02.1994 по 13.07.1998 года. Согласно копии трудовой книжки Кузьмичевой С.Е., истица в оспариваемый период времени "служила в Вооруженных Силах".
Доказательств, свидетельствующих о "работе" Кузьмичевой С.Е. в оспариваемый период в материалах дела не имеется. Таким образом, юридически значимыми являются термины "работа" и "проработали", а каких либо нормативных актов, допускающих возможность зачета периода военной службы в стаж в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ от 17.12.2001 г. N173-ФЗ не имеется.
Вместе с тем, в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" прямо указано, что действующее законодательство не предусматривает возможности зачета периода прохождения военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
То обстоятельство, что законодатель не предусмотрел возможности такого зачета, по мнению Конституционного Суда РФ, изложенному в определении от 10.03.2005 года N 14-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края", не может расцениваться как ограничение прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение конституционного принципа равенства, поскольку за таких лиц страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период прохождения службы не уплачивались.
Учитывая тот факт, что федеральным законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет и установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрено зачета периодов службы в районах Крайнего Севера и т.п. в специальный стаж. Кузьмичева С.Е. в исковом заявлении и в апелляционной жалобе подменяет понятие "специальный стаж", дающий право на получение льготной пенсии, на понятие "страховой стаж", не дающий права на получение льготной пенсии.
Доводы заявителя жалобы о том, что решение пенсионного органа не соответствует нормам ст. ст. 2,10,11 закона "О трудовых пенсиях в РФ" судом не могут быть приняты во внимание, поскольку, истица ошибочно подменяет понятия "страховой стаж" и "специальный стаж". Период военной службы истицы ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н.Новгорода включен в страховой стаж.
Статья 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает зачет времени нахождения граждан на военной службе в общий трудовой стаж, а также в стаж службы государственного служащего и в стаж работы по специальности. Данная норма также не имеет отношения к специальному стажу.
Доводы о том, что период прохождения военной службы подлежит включению в специальный стаж, поскольку это не запрещено действующим законодательством подлежат отклонению, поскольку пенсионное законодательство имеет иной метод регулирования и связывает возникновение прав в сфере пенсионного обеспечения с прямым указанием на это в законе.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, характер спорных правоотношений, к которым применил нормы права их регулирующий.
Нарушений норм материального и процессуального прав судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Н.Новгорода от 20 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.