судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Железновой Н.Д., судей Захаровой С.В. и Старковой А.В., при секретаре Бурдуковой Е.И., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.В.,
дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области, возражениям на нее
на решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 04 мая 2012 года
по иску прокурора Ветлужского района Нижегородской области в интересах Соколовой А.Д. к Администрации Волыновского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании действий незаконными, признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, о включении в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома),
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ветлужского района Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах Соколовой А.Д. к администрации Волыновского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконными распоряжения Администрации Волыновского района о снятии Соколовой А.Д. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, действий Министерства социальной политики, выразившихся в письме от 28.09.2010г. N 40514-11428; признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья; о включении в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома).
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что Соколова А.Д. является участником Великой Отечественной войны 1941-1945г.г., зарегистрирована и проживает в деревне "..." Ветлужского района Нижегородской области, д.38. Согласно заключению межведомственной комиссии от 03.02.2010г. N3 жилой дом признан непригодным для проживания. Прокурор полагает, что Соколова А.Д. подлежит включению в Сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", а также имеет право на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома). Однако распоряжением администрации Волыновского сельсовета от 17.03.2010г. N 10 во исполнение письма Министерства социальной политики Нижегородской области от 28.09.2010г. N 40514-11428 Соколова А.Д. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Прокурор полагает, что действия администрации Волыновского сельсовета Ветлужского района, а также письмо Министерства социальной политики Нижегородской области, послужившее основанием для снятия Соколовой А.Д. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, не соответствуют закону.
В ходе производства по делу прокурор отказался от требований о признании незаконным распоряжения администрации Волыновского сельсовета от 18.10.2010г. N 55 "О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении участницы ВОВ Соколовой А.Д." в связи с добровольным исполнением требования ответчиком, и требований о признании незаконным письма Министерства социальной политики Нижегородской области от 28.09.2010г. N 40514-11428 (л.д.57). Отказ от иска в части принят судом, производство по делу в этой части прекращено (л.д.55).
Представитель истицы Соколовой А.Д. по доверенности Перышкин В.В. иск прокурора поддержал, с частичным отказом прокурора от исковых требований согласился.
Представитель администрации Волыновского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области Саликова О.И. иск не признала, пояснив, что в соответствии с представлением прокурора распоряжение администрации Волыновского сельсовета Ветлужского муниципального района от 18.10.2010г. N 55 "О снятии Соколовой А.Д. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении" отменено постановлением от 19.04.2012г. N 29, то есть исковое требование прокурора исполнено в добровольном порядке.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что иск не признает, поскольку Соколова А.Д. непосредственно в боевых действиях участия не принимала, поэтому не имеет права на предоставление единовременной выплаты на приобретение жилого помещения. Кроме того, прокурором пропущен установленный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок для оспаривания распоряжения администрации Волыновского сельсовета Ветлужского муниципального района от 18.10.2010г. N 55 "О снятии Соколовой А.Д. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении" (л.д.50-52).
Представитель третьего лица администрации Ветлужского района Нижегородской области в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено без его участия.
Решением Ветлужского районного суда Нижегородской области от 04 мая 2012 года исковые требования прокурора в интересах Соколовой А.Д. удовлетворены.
Признано право Соколовой А.Д. на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Министерство социальной политики Нижегородской области обязано: включить участника Великой Отечественной войны Соколову А.Д. в Сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"; предоставить Соколовой А.Д. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения (жилого дома) в размере, установленном законодательством Нижегородской области.
Решение обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Нижегородской области просит отменить решение суда как незаконное, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного гражданского дела, и вследствие этого неправильно применены нормы материального права. Апеллянт указывает на то, что Соколова А.Д. не относится к категории граждан, которые имеют право на получение единовременной денежной выплаты. Апеллянт полагает, что Соколова А.Д. в составе действующей армии не находилась.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ветлужского района Нижегородской области просит оставить решение суда без изменения, а жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, поскольку оно вынесено в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
С доводами апелляционной жалобы нельзя согласиться по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Судом апелляционной инстанции установлено, что Соколова А.Д. является ветераном Великой Отечественной войны, относящимся к категории участников Великой Отечественной войны, указанных в подпункте "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР) (л.д.30).
Соколовой А.Д. выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны серии "...", согласно которого Соколова А.Д. ветеран-участник Великой Отечественной войны имеет права и льготы, установленные статьями 15,17 Федерального закона "О ветеранах" (л.д.7).
Согласно Справке ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Ветлужскому району Нижегородской области от 26.03.2012 г. Соколова А.Д. является получателем пенсии как инвалид-участник ВОВ, имеет права и льготы, установленные п.2 ст.15 Федерального закона "О ветеранах" (л.д.17).
Соколова А.Д. проживает и зарегистрирована в жилом доме, расположенном по адресу: Нижегородская область, Ветлужский район, деревня "..." д. 38 (л.д.25,31).
Актом обследования от 03.02.2010г. вышеуказанного дома, осуществленного межведомственной комиссией, назначенной 21.10.2008 г. Постановлением N149 главы администрации Ветлужского района Нижегородской области, было установлено, что капитальный ремонт дома производить не целесообразно, дом необходимо снести. Дом признан не пригодным для проживания (л.д.13). Аналогичные выводы содержатся в заключении N3 от 03.02.2010г. межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания (л.д.14).
Распоряжением Администрации Волынского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области N10 от 17.03.2010г. участник ВОВ Соколова А.Д. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.8).
18 октября 2010 года Соколова А.Д. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении (Распоряжение N55 от 18.10.2010г.) (л.д.10).
Впоследствии участник ВОВ Соколова А.Д. на основании постановления Администрации Волынского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области N29 от 19.04.2012г. была восстановлена на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.49).
Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о том, что Соколова А.Д. имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ "О ветеранах", а также обязал Министерство социальной политики Нижегородской области включить Соколову А.Д. в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Данные выводы судом подробно аргументированы и основаны на правильном толковании и применении положений ст.ст. 2, 14, 15 ч. 2, 17 и 23.2 ФЗ "О ветеранах", а также ст. 3 Закона Нижегородской области от 7 июля 2006 года N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области".
В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 (в редакции Указа Президента РФ N 30 от 09.01.2010 г.) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР (подпункт "а").
При этом п. 1, 2 и 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривается, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Согласно п. 6 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На территории Нижегородской области предоставление мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с Законом Нижегородской области от 07 июля 2006 года N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" в форме предоставления жилого помещения либо в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона Нижегородской области от 07 июля 2006 года N 68-З, на основании списков, подготовленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, уполномоченный Правительством Нижегородской области орган исполнительной власти Нижегородской области осуществляет формирование и утверждение сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона.
Органом, осуществляющим полномочия по формированию и утверждению сводных списков граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки и обеспечению жильем, является Министерство социальной политики Нижегородской области.
Системное толкование положений Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Закона Нижегородской области от 07 июля 2006 года N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", свидетельствует о том, что ветераны Великой Отечественной войны и члены их семей, вправе рассчитывать на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем лишь при условии, если они могут быть отнесены к нуждающимся в жилом помещении, по правилам, установленным ст. 49 - 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из материалов гражданского дела усматривается, что Соколова А.Д. проживает в жилом помещении, признанным в установленном законом порядке не пригодным для проживания
Таким образом, Соколова А.Д. имеет единый статус участника Великой Отечественной войны, является инвалидом, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях и является таковой, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что на Соколову А.Д. распространяются меры социальной поддержки в виде права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, является правильным.
По вышеизложенным мотивам не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Соколова А.Д. не относится к категории граждан, которые имеют право на получение единовременной денежной выплаты, поскольку данные доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка ответчика на статью 17 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ не может быть признана состоятельной, поскольку статья 17 ФЗ является специальной нормой, предусматривающей обязанность предоставить такую меру социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае их выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений.
Требования истца основаны на иной норме ФЗ "О ветеранах", предписывающей обязанность обеспечения жильем лиц, нуждающихся в жилом помещении, имеющих статус ветерана - участника ВОВ, проходивших военную службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии (подпункт "а" пп.1 пункта 1 ст. 2 ФЗ, пп.3 п.1 ст.15 ФЗ "О ветеранах").
По существу доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, и не могут служить основанием для отмены решения районного суда.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ветлужского районного суда Нижегородской области от 04 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.