судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Салащенко О.В.
судей Чердынцевой В.Г., Ярыгиной Е.Н.,
при секретаре Файзуллиной Р.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой Е.М., Беловой Е.В., Котовой М.Е. к администрации муниципального образования Абдулинский район Оренбургской области, администрации муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области о признании отказа в выделении отдельных жилых помещений незаконным, признании права на предоставление отдельных жилых помещений, возложении обязанности предоставить отдельные жилые помещения
по апелляционной жалобе Осиповой Е.М., Беловой Е.В., Котовой М.Е. на решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 5 марта 2012 года.
заслушав доклад судьи Салащенко О.В., объяснения Осиповой Е.М.., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя администрации МО Абдулинский район Оренбургской области Пикульниковой И.Н., возражавшей против её удовлетворения,
судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Осипова Е.М., Котова М.Е., Белова Е.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Абдулинский район о признании отказа в выделении отдельных жилых помещений незаконным, признании права на предоставление отдельных жилых помещений по программе "Переселение граждан МО город Абдулино Абдулинского района из аварийного жилищного фонда на 2010 год" и предоставлении каждому из них отдельного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками однокомнатных квартир "номер", "номер", "номер" созданных по соглашению о выделении долей в натуре между участниками общей долевой собственности от "дата" в результате разделения трёхкомнатной квартиры "номер", расположенной по "адрес".
В 2006 году указанный дом признан аварийным, что послужило основанием для включения трёхкомнатной квартиры "номер" в программу по переселению граждан из аварийного фонда на 2010 год.
На их обращение с просьбой включить в очередь на получение отдельных квартир ответчик ответил отказом "номер" от "дата", обосновав его тем, что дом, в котором они проживают, числится состоящим из трёх, а не из пяти квартир, при этом квартира "номер" учтена как одна трёхкомнатная, площадью *** кв.м.
Предложенный Администрацией МО вариант обмена принадлежащих им жилых помещений на одну трёхкомнатную квартиру их не устраивает, так как у каждого из них свои семьи, и они не могут жить в общей квартире.
Полагали, что имеют право на предоставление им квартир равнозначных занимаемым в настоящее время по площади и потребительским свойствам. Предоставление им одной трёхкомнатной квартиры взамен трёх отдельных квартир будет являться ухудшением условий их проживания.
Просили признать отказ ответчика от "дата" "номер" незаконным; признать за ними право на предоставление отдельных жилых помещений по программе "Переселение граждан МО город Абдулино Абдулинского района из аварийного жилищного фонда на 2010 год"; возложить на ответчика обязанность включить их в список граждан - участников названной программы и предоставить каждому из них отдельную однокомнатную квартиру.
Определением судьи Абдулинского районного суда Оренбургской области от 22 ноября 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования город Абдулино Оренбургской области.
Впоследствии истцы дополняли и уточняли исковые требования и окончательно просили суд: признать отказ администрации МО Абдулинский район Оренбургской области от "дата" "номер" незаконным и возложить на неё обязанность включить их и принадлежащие им на праве собственности однокомнатные квартиры "номер", "номер", "номер" расположенные в "адрес", в программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005-2010 г.г."; признать за каждым из них право на переселение из аварийного дома "номер" по "адрес"; признать незаконными действия администрации МО г. Абдулино об исключении их из программы "Переселение граждан МО город Абдулино Абдулинского района из аварийного жилищного фонда на 2010 год; признать незаконным акт от "дата" "номер", составленный работниками администрации МО г. Абдулино; признать незаконными действия администрации г. Абдулино по отказу внести изменения в программу "Переселение граждан МО город Абдулино Абдулинского района из аварийного жилищного фонда на 2010 год" в части включения их и принадлежащих им на праве собственности однокомнатных квартир в перечень домов, подлежащих переселению; возложить на администрацию МО г. Абдулино обязанность включить квартиры "номер", "номер" "номер" дома "номер" по "адрес" и проживающих в них жильцов в программу "Переселение граждан МО город Абдулино Абдулинского района из аварийного жилищного фонда на 2010 год"; признать за каждым из них право на получение отдельных жилых помещений по программе "Переселение граждан МО город Абдулино Абдулинского района из аварийного жилищного фонда на 2010 год" равнозначных по площади имеющимся; возложить на ответчиков обязанность предоставить каждому из них отдельную благоустроенную однокомнатную квартиру равнозначную по площади имеющейся, отвечающей требованиям безопасности.
В судебном заседании Осипова Е.М., Белова Е.В., Котова М.Е. и их представитель Ключникова Т.В. исковые требования с учётом их уточнений и дополнений поддержали.
Представитель Администрации МО г. Абдулино Бугаец Е.Н. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, поясняя, что истцам как участникам программы "Переселение граждан МО город Абдулино Абдулинского района из аварийного жилищного фонда на 2010 год" было предложено переселиться в одну трёхкомнатную квартиру, однако соответствующего соглашения с ними достигнуто не было, в связи с чем и было принято решение об исключении их из состава участников программы.
Представитель Администрации МО г. Абдулино Кондрашова Л.В. иск не признала, пояснила, что на основании составленных актов в 2006 году квартира истцов, подлежащая расселению, вошла в перечень как одна трёхкомнатная. В 2011 году, когда завершилось строительство нового жилья, истцы от переселения в аналогичную трёхкомнатную квартиру отказались, поэтому и были исключены из программы.
Представитель администрации МО Абдулинский район Оренбургской области Садовникова С.В. исковые требования не признала, сообщила, что названная программа была принята в 2005 году, строительство дома, предназначенного для предоставления жилья гражданам - участникам программы было начато администрацией района. Право на переселение возникло на основании акта в 2006 году, когда в доме было три квартиры. В настоящее время полномочия по предоставлению жилья гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, переданы администрации города.
Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 5 марта 2012 года исковые требования Осиповой Е.М., Беловой Е.В., Котовой М.Е. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Осипова Е.М., Белова Е.В., Котова М.Е. просят указанное решение отменить полностью, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и вынести по делу новое решение.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.
Принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции РФ, статьи 1, 3 Жилищного Кодекса РФ).
При этом принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 Жилищного Кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом на основании договора приватизации от "дата" Белова (Епихина) Е.В., Осипова Е.М., Котова М.Е. приобрели в собственность (по *** доле каждый) квартиру по адресу "адрес", площадью *** кв.м., состоящую из трёх комнат.
Заключением межведомственной комиссии от 18 декабря 2006 года N5 дом *** по "адрес", признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Главы администрации МО город Абдулино от 10 июня 2010 года N113-п в числе прочих утверждено и вышеуказанное заключение. Постановлено в 2010 году осуществить снос многоквартирных домов, включённых в перечень.
По соглашению между сособственниками от "дата" произведен выдел долей в натуре путём разделения квартиры *** на три однокомнатные квартиры "номер", "номер", "номер". При этом квартира "номер", общей площадью *** кв.м. передана в собственность Осиповой Е.М., квартира "номер", общей площадью *** кв.м. - Котовой М.Е., квартира "номер" общей площадью *** кв.м. - Беловой Е.В. Записи о государственной регистрации права собственности истцов на вновь созданные в результате раздела жилые помещения внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним "дата".
Способ обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и изъятия земельного участка, на котором расположен такой дом, установлен ст. 32 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа.
Данному действию предшествует предъявление органом, принявшим решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок снос не осуществили, земельный участок, на котором дом расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Выкупная цена жилого помещения, в которую включается его рыночная стоимость, а также все убытки, причинённые собственнику жилого помещения его изъятием (в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения, оформлением права собственности на него и т.д.) сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Таким образом, установленный законодателем порядок обеспечения прав собственников жилых помещений в домах, признанных аварийными (непригодными для проживания) предусматривает обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение об изъятии такого помещения, установить по соглашению с собственником выкупную цену и выкупить (либо, по соглашению с собственником предоставить взамен другое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену), а в случае отказа собственника инициировать такую процедуру в судебном порядке.
Постановлением Администрации МО г. Абдулино от 10 июня 2010 года N 111-п, с изменениями, внесенными постановлением от 3 ноября 2011 года N 239-п, утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на 2010 год" (далее - Программа), в ходе реализации которой земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, подлежат изъятию для муниципальных нужд в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Согласно приложению 1 Программы (в редакции от 10 июня 2010 года) дом "адрес" включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению и сносу. При этом количество лиц, проживающих в аварийном доме и число жителей, планируемых к переселению, указано в десять человек, общая площадь жилых помещений многоквартирного дома *** кв.м.
Из акта от "дата" "номер", составленного Главой администрации МО г. Абдулино Муфазаловым Э.Ф., его заместителем и двумя специалистами следует, что истцам для переселения из аварийного жилья предложена квартира "номер" общей площадью *** кв.м. в доме по адресу "адрес". От предложенного варианта истцы отказались.
Из приложения N 2 к постановлению администрации МО г. Абдулино от "дата" "номер" "О внесении изменений в постановление от 10 июня 2010 года N111-п" следует, что Осипова Е.М., Белова Е.В., Котова М.Е., оставаясь собственниками и проживая в жилых помещениях, расположенных в доме, признанном аварийным, исключены из участников Программы, поскольку расселяемая площадь жилых помещений в доме "номер" по "адрес" указана в размере *** кв.м., т.е. без учёта жилых помещений, находящихся в частной собственности, число жителей, планируемых к переселению, указано семь из десяти жителей дома.
Учитывая, что кроме предложения переселиться в квартиру "адрес", иных предусмотренных законом мер, направленных на переселение истцов из аварийного жилищного фонда после включения их в соответствующую программу, ответчиком не принято, судебная коллегия полагает, что их исключение из Программы является незаконным, поскольку об отказе от переселения из аварийного жилищного фонда (а именно с этой целью они и были включены в Программу) истцы не заявляли, не соглашаясь переселяться в предложенное им жилое помещение по причине не предоставления им отдельных жилых помещений.
Основные цели Программы: переселение граждан из аварийного жилищного фонда и создание безопасных и благоприятных условий их проживания - в отношении истцов достигнуты не были, вопрос об их отселении из дома, признанного непригодным для проживания не разрешён, право на переселение из дома, подлежащего сносу, они не утратили, в связи с чем действия администрации МО г. Абдулино по их исключению из Программы "Переселение граждан МО г. Абдулино из аварийного жилищного фонда на 2010 год" являются незаконными. При этом, с учётом вышеизложенных обстоятельств, факт окончания срока действия программы, на что сослался суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении данной части исковых требований, значения не имеет.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не соглашается с решением суда первой инстанции в части отказа Осиповой Е.М., Беловой Е.В., Котовой М.Е. в признании незаконными действий администрации МО г. Абдулино по исключению их из программы "Переселение граждан МО г. Абдулино из аварийного жилищного фонда на 2010 год", судебное решение в указанной части подлежит отмене с вынесением нового - об удовлетворении указанной части исковых требований.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного Кодекса РФ следует, что на такие органы, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истцов об обязании ответчиков предоставить каждому из них отдельную благоустроенную однокомнатную квартиру, равнозначную по площади занимаемой, и признании за каждым права на получение отдельного жилого помещения, суд исходил из того, что соглашения о предоставлении иного жилого помещения взамен квартир, принадлежащих истцам, стороны не достигли, тогда как при отсутствии такого соглашения органы местного самоуправления обязаны обеспечить изъятие аварийного жилья путём его выкупа, поскольку закон не возлагает на органы местного самоуправления обязанности предоставлять собственнику изымаемого помещения иное жилое помещение.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на полном и всестороннем исследовании доказательств, имеющихся в деле, а также правильном толковании норм материального права.
В части отказа в признании незаконным акта от "дата" "номер", составленного работниками администрации г. Абдулино, выводы суда первой инстанции являются мотивированными, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела, поскольку актом зафиксирован факт отказа истцов от предложенной для переселения трёхкомнатной квартиры. В ходе судебного разбирательства данный факт истцы не оспаривали.
Разрешая требование истцов о признании незаконным отказа ответчика предоставить истцам отдельные квартиры, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что оспариваемый документ - письмо администрации Абдулинского района Оренбургской области от "дата" "номер" - в котором им сообщается о невозможности со стороны органов местного самоуправления предоставить отдельные жилые помещения на три семьи носит информативный характер, подготовлено в рамках полномочий органа местного самоуправления, не нарушает норм жилищного законодательства и не нарушает права истцов на получение денежной компенсации в размере выкупной цены жилого помещения в случае его изъятия.
Довод апелляционной жалобы о неприменении судом ст. 86 Жилищного кодекса РФ по аналогии права является несостоятельным, так как противоречит ч. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей возможность применения аналогии закона лишь в случаях, когда гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота.
Поскольку правоотношения, возникающие при изъятии жилых помещений, находящихся в собственности граждан, урегулированы специальной нормой ст. 32 Жилищного кодекса РФ, ст. 86 Кодекса, регулирующая изъятие помещений, занимаемых по договору социального найма, не могла быть применена судом по аналогии закона.
Доводы апелляционной жалобы Осиповой Е.М., Беловой Е.В., Котовой М.Е. о возложении на ответчиков обязанности предоставить им отдельные благоустроенные жилые помещения проверялись судом в ходе рассмотрения дела и обоснованно отклонены, по мотивам, изложенным в решении. Фактически, доводы жалобы в этой части сводятся к переоценке выводов суда, изложенных в мотивировочной части решения. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для признания выводов суда первой инстанции в этой части неправильными.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 5 марта 2012 года в части отказа Осиповой Е.М., Беловой Е.В., Котовой М.Е. в иске о признании незаконными действий администрации муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области по исключению Осиповой Е.М., Беловой Е.В., Котовой М.Е. из состава участников программы "Переселение граждан МО город Абдулино Абдулинского района из аварийного жилищного фонда на 2010 год" отменить и вынести новое решение, которым признать действия администрации муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области по исключению Осиповой Е.М., Беловой Е.В., Котовой М.Е. из состава участников программы "Переселение граждан МО город Абдулино Абдулинского района из аварийного жилищного фонда на 2010 год" незаконными.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Осиповой Е.М., Беловой Е.В., Котовой М.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.