Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коваленко А.И.,
судей областного суда Булгаковой М.В. и Морозовой Л.В.,
при секретаре Мулюковой Р.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Орске Оренбургской области на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 19 июня 2012 года по гражданскому делу по иску Острашинской О.В. к ГУ-УПФ РФ в г. Орске о признании права на досрочную трудовую пенсию.
Заслушав доклад судьи Коваленко А.И., объяснения представителя ответчика Акульшиной М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Острашинская О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в г.Орске Оренбургской области (ГУ-УПФ РФ в г. Орске) о признании права на досрочную трудовую пенсию. В обоснование заявленных требований истец указала, что в связи с достижением необходимого стажа обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья граждан. Решением начальника УПФ РФ в г. Орске N *** от *** истцу необоснованно было отказано во включении в специальный стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов: с *** по ***; с *** по ***; с *** по *** (за исключением одного дня простоя в сентябре 1998 года) в должности *** ЗАО " ***", ООО " ***"; с *** по *** в должности *** ООО " ***". Просила суд обязать ГУ-УПФ РФ в г. Орске включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вышеуказанные периоды работы и назначить ей пенсию с ***.
В ходе рассмотрения дела истец свои требования уточнила. Просила суд включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы: с *** по ***; с *** по ***; с *** по *** (за исключением 1 дня простоя в сентябре 1998 года); с *** по ***.
Истец Острашинская О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Суду пояснила, что в спорные периоды осуществляла лечебную деятельность в должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу.
Представители ответчика Акульшина М.А. и Хохлов А.Г. исковые требования не признали.
Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 19 июня 2012 года исковые требования Острашинской О.В. удовлетворены. Суд определил: обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г.Орску включить Острашинской О.В. в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы с *** по ***; с *** по ***; с *** по *** ( за исключением 1 дня простоя в сентябре 1998 года); с *** по *** в должности *** ЗАО " ***", ООО " ***"; обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г.Орску назначить Острашинской О.В, досрочно трудовую пенсию по старости с ***.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Орске просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В п.1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, предусмотрены должности врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьях 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке (фельдшер, заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер): в врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).Аналогичные положения содержатся и в п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Согласно Примечанию к номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденному приказом Минздрава России от 03.11.1999 года N 395 (действовавшему до 03.07.2003 года), здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
В настоящее время действует Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 года N 627, в соответствии с которой здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Из материалов дела следует, что с *** по *** истица работала в должности *** ЗАО " ***", с *** принята переводом в качестве *** в ООО " ***". Уволена ***.
Согласно представленному диплому *** Лукьянова (Острашинская) О.В. в *** году окончила *** по специальности ***.
Из лицензии *** от *** и приложения - протокола N *** усматривается, что здравпункт, в котором работала истица, являлся структурным подразделением Муниципальной городской больницы МГБ N 2 г. Орска.
В соответствии с должностной инструкцией заведующей здравпунктом АОЗТ " ***", утвержденной *** N ***, в должностные обязанности *** здравпунктом входило: оказание доврачебной медицинской помощи, прием и осмотр водителей, ведение журнала учета посещений больных, стерилизация медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными, производство уколов, прививок, физиотерапевтических процедур (кварц, электрофорез, ультразвук, искра, амплипульс, УВЧ), и т.п.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что, указанный здравпункт по существу представлял собой фельдшерский здравпункт, предметом и целью деятельности которого являлось оказание доврачебной медицинской помощи работникам предприятия, а истица осуществляла обязанности *** - фельдшера.
На основании изложенного, судебная коллегия находит законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что истица в спорные периоды осуществляла лечебную деятельность, которая дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исходя из стажа работы истицы с учетом спорных периодов, суд правильно возложил на ответчика обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ***, поскольку на данный момент истица имела продолжительность специального стажа более 30 лет.
Довод апелляционной жалобы ГУ-УПФ РФ в г. Орске о том, что должность истицы является должностью руководителя, а не среднего медицинского персонала, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В законодательстве термин "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться аналогией закона.
В соответствии с пунктом 5.25 Положения об аттестации средних медицинских работников, являющегося приложением N 1 к приказу Минздрава СССР от 9 октября 1987 года N 1104 фельдшеры - заведующие здравпунктом отнесены к средним медицинским работникам.
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава от 15.10.1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" должности *** - фельдшер отнесены к среднему медицинскому персоналу.
Отсутствие у истицы в наименовании должности указания "фельдшер" свидетельствует об ошибочном наименовании должности работодателем и не может быть расценено как обстоятельство, исключающее отнесение указанной должности к среднему медицинскому персоналу.
Ссылка в жалобе на предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета без льготного кода условий труда за период с ***9 года по ***, как на основание для отказа в зачете в специальный стаж указанного периода работы является необоснованной, поскольку отсутствие таких сведений не может служить поводом к отказу в назначении досрочной трудовой пенсии, так как в силу статей 8, 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на работодателей возложена обязанность представлять в территориальные службы Пенсионного фонда Российской Федерации в течение месяца, следующего за отчетным периодом, на всех работников - застрахованных лиц индивидуальные сведения о стаже и заработке, уплате страховых взносов. В связи с чем, не предоставление таких сведений в отношении истца его работодателем по вышеуказанным периодам работы не может служить основанием ограничения его права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Иных доводов, опровергающих вывод суда, апелляционная жалоба не содержит.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно. В мотивировочной части решения им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, с выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 19 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Орске Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.