Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Петерс И.А.,
судей Чингири Т.П., Судак О.Н.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антипова Л.Ф. к администрации муниципального образования "Северный район" Оренбургской области и Оренбургской области о признании недействительным решения Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования "Северный район" от 25 января 2012 года в части определения размера назначенной пенсии, обязании осуществить перерасчет пенсии за выслугу лет муниципального служащего и выплатить недоначисленную пенсию,
по апелляционным жалобам администрации муниципального образования Северный район Оренбургской области и Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования "Северный район" Оренбургской области на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 25 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Петерс И.А., объяснения представителей Администрации Северного района Ульянова А.Н. и Безбородова Ю.В., а также представителей Управления социальной защиты населения Администрации МО Северный район Пестовой Л.А. и Шайхутдиновой О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы; Антипова Л.Ф., считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Антипов Л.Ф. обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что с 1 января 2012 года ему назначена пенсия за выслугу лет как муниципальному служащему в размере 72 % среднемесячного заработка, исходя из должностного оклада по должности главы района - **** руб. **** коп. Размер его пенсии за выслугу лет составил **** руб., что, по мнению истца, ниже установленного законом размера пенсии, исходя оклада главы района, повышенного в 2011 году до **** рублей.
С учетом уточнения исковых требований истец просил суд признать недействительным решение Управления социальной защиты населения администрации МО "Северный район" от 25 января 2012 года в части определения размера назначенной пенсии как муниципальному служащему исходя из размера основного должностного оклада **** руб. **** коп.;
обязать администрацию МО "Северный район" и Управление социальной защиты населения администрации МО "Северный район" назначить и выплачивать ему пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему, исходя из должностного оклада главы района в размере **** рублей, т.е. с 01.01.2012 года в размере **** руб. ****., а с 01.04.2012 года в размере **** руб.;
взыскать с администрации МО "Северный район" в его пользу невыплаченную пенсию за период с 01.01.2012г. по 30.04.2012г. в сумме **** руб., расходы по оплате госпошлины в сумме **** руб., расходы по оплате юридических услуг в сумме **** рублей.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 25 мая 2012 года исковые требования Антипова Л.Ф. удовлетворены частично.
Суд признал недействительным решение Управления социальной защиты населения администрации МО "Северный район" Оренбургской области от 25 января 2012 года, в части определения размера назначенной пенсии Антипову Л.Ф. как муниципальному служащему, исходя из размера основного должностного оклада в размере **** руб. ****;
обязал администрацию МО "Северный район" Оренбургской области и Управление социальной защиты населения администрации МО "Северный район" Оренбургской области произвести перерасчёт пенсии Антипова Л.Ф. за выслугу лет муниципального служащего, исходя из должностного оклада - **** рублей с 01.01.2012 года, а также назначить и выплачивать Антипову Л.Ф. пенсию за выслугу лет как муниципальному служащему с 01.01.2012г., исходя из должностного оклада главы администрации района в размере **** рублей; выплатить Антипову Л.Ф. недоначисленную и невыплаченную пенсию за период с 01.01.2012 г. по 30.04.2012г.;
взыскал с администрации МО "Северный район" Оренбургской области в пользу Антипова Л.Ф. расходы по оплате государственной пошлины в сумме **** руб. и расходы по оплате юридических услуг в размере **** рулей.
В апелляционных жалобах администрация МО "Северный район" Оренбургской области и Управление социальной защиты населения администрации МО "Северный район" просят отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Антипов Л.Ф. занимал должность главы МО "Северный район" в течение одного срока с 27.10.2005 года по 19.10.2010 года.
30.12.2011 года он обратился Управление социальной защиты населения администрации МО "Северный район" с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
Распоряжением администрации МО "Северный район" от 10.01.2012 года N 6-р Антипову Л.Ф. установлена пенсия за выслугу лет в размере 72% среднемесячного заработка, исходя из стажа муниципальной службы 24 года 5 месяцев 22 дня.
Должностной оклад Антипова Л.Ф. на момент освобождения его от должности главы района составлял **** рублей, среднемесячный заработок - **** рублей **** копейки.
Согласно штатному расписанию аппарата управления администрации Северного района по состоянию на 01.06.2011 года, оклад главы района составил **** рублей, что в 2,25 раза превысило размер должностного оклада Антипова Л.Ф. на момент его освобождения от должности. При этом месячный фонд оплаты труда главы района в штатном расписании по состоянию на 01.06.2011 года составил **** рубля **** копеек, т.е. не превысил размер среднемесячного заработка истца в период работы его в той же должности.
Указанные изменения в штатном расписании были утверждены и приняты решением Советом депутатов МО Северный район от 15.07.2011 года N 94-РС, согласно которому были изменены перечень и размер выплат, составляющих денежное содержание главы района, в результате чего увеличение должностного оклада главы муниципального образования до **** рублей не повлекло за собой увеличение денежного содержания в целом.
Постановлением главы администрации Северного района N 409-п от 25.07.2011 года "Об увеличении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим" предусмотрен перерасчет пенсии за выслугу лет муниципальным служащим с 1 июня 2011 года путем увеличения на 6,5 % денежного содержания по муниципальной должности, занимаемой ими на день прекращения муниципальной службы или на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости.
Из оспариваемого решения Управления социальной защиты населения администрации МО "Северный район" от 25.01.2012 года следует, что при расчете пенсии за выслугу лет Антипову Л.Ф. был применен предусмотренный Постановлением N 409-п от 25.07.2011 года коэффициент 6,5%, в результате чего размер его пенсии за выслугу лет как муниципального служащего составил **** рубль **** копеек. При этом должностной оклад, с учетом индексации, составил **** рубля **** копеек.
Признавая решение Управления социальной защиты населения администрации МО "Северный район" от 25.01.2012 года недействительным, суд исходил из того, что при расчете пенсии не было учтено увеличение должностного оклада главы района до **** рублей.
Между тем, с этим выводом суда согласиться нельзя, поскольку ни федеральным законодательством, ни локальными нормативными актами не предусмотрено повышение и перерасчет пенсии за выслугу лет муниципальным служащим при повышении должностных окладов, такой перерасчет и повышение закон связывает с централизованным повышением денежного содержания, а не должностного оклада.
Так, в соответствии со статьей 24 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 года N 1611/339-IV-ОЗ "О муниципальной службе в Оренбургской области" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным Законом Оренбургской области соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Оренбургской области. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимального размера государственной пенсии государственного гражданского служащего Оренбургской области по соответствующей должности государственной гражданской службы Оренбургской области.
В силу статьи 15 названного Закона содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых Законом Оренбургской области. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательством Оренбургской области.
Решением Совета депутатов МО Северный район от 16.06.2010 года N 284-РС утверждено Положение об установлении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Северного района ( далее по тексту Положение).
Пунктом 2.4 Положения предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии составляла 45 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего. За каждый полный год стажа муниципальной службы свыше требуемого, размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка муниципального служащего, однако сумма страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размере трудовой пенсии по инвалидности) и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка.
Пункт 4.1. Положения (с учетом изменений от 15.07.2011 года) предусматривает, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет муниципальных служащих Северного района, не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом районного коэффициента по замещаемой должности муниципального служащего в соответствующем периоде; для главы района (главы администрации), замещавшего должность два срок и более, оплата труда которого осуществляется за счет средств муниципального бюджета, не должен превышать 0,8 среднемесячного заработка в соответствующем периоде.
На основании п. 5.1 Положения пенсия за выслугу лет индексируется при централизованном повышении денежного содержания муниципальных служащих Северного района, с учетом положений, предусмотренных п. 2.4, 4.2 Положения в порядке, установленном администрацией Северного района.
Пунктом 2 Порядка индексации пенсий за выслугу лет муниципальных служащих Северного района, утвержденного распоряжением главы Северного района Оренбургской области от 16.07.2010 года N 37-р пенсии индексируются при централизованном повышении денежного содержания (оплаты труда) муниципальных служащих на индекс повышения размеров окладов денежного содержания, а при централизованном дифференцированном повышении размеров окладов - на средневзвешенный индекс повышения размеров окладов денежного содержания, утверждаемый Советом депутатов МО Северный район.
Согласно п. 5 указанного Порядка, индексация пенсий производится со дня повышения в централизованном порядке денежного содержания (оплаты труда) муниципальных служащих Северного района.
Следовательно, размер пенсии муниципальных служащих Северного района, в том числе его главы, индексируется на единый для всех коэффициент увеличения их денежного содержания, который не всегда совпадает с коэффициентом увеличения размера должностного оклада.
Поскольку Антипов Л.Ф. занимал должность главы Северного района в течение одного срока, то в соответствии с п. 4.1 названного выше Положения, размер его среднемесячного заработка, исходя из которого ему необходимо исчислять пенсию за выслугу лет, не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом районного коэффициента по замещаемой должности муниципального служащего в соответствующем периоде.
При этом для расчета среднемесячного заработка из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, как следует из пункта 4.1. Положения, берется размер должностного оклада по должности муниципального служащего, на день когда он замещал эту должность.
При таких обстоятельствах нельзя признать правильным выводы суда о том, что расчет пенсии истца должен быть произведен исходя из должностного оклада главы района в размере **** рублей, так как такой оклад Антипову Л.Ф., когда он замещал эту должность, установлен не был.
Поскольку суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, что привело к неправильному рассмотрению дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе Антипову Л.Ф. в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 25 мая 2012 года отменить, апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Северный район" Оренбургской области и Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования "Северный район" - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Антипова Л.Ф. к администрации муниципального образования "Северный район" Оренбургской области и Оренбургской области о признании недействительным решения Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования "Северный район" от 25 января 2012 года в части определения размера назначенной пенсии, обязании осуществить перерасчет пенсии за выслугу лет муниципального служащего и выплатить недоначисленную пенсию - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.