Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Федотовой Л.Б., судей Чингири Т.П., Сенякина И.И., с участием прокурора Устабаева Е.Т., при секретаре Антонове И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. апелляционную жалобу Муниципального казенного предприятия "Оренбургской городской пассажирский транспорт" муниципального образования "город Оренбург" на решение Центрального районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 21 мая 2012 г. по делу по исковому заявлению прокурора Центрального района г.Оренбурга к муниципальному казанному предприятию "Оренбургский городской пассажирский транспорт муниципального образования "город Оренбург", Финансовому управлению Администрации муниципального образования "город Оренбург" о признании незаконными действий по эксплуатации троллейбусов и об обязании провести капитальный ремонт троллейбусов,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Оренбурга обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт муниципального образования "город Оренбург" о признании незаконными действий по эксплуатации троллейбусов и об обязании провести капитальный ремонт троллейбусов, ссылаясь на то, что прокуратурой Центрального района г. Оренбурга проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности пассажирских перевозок, в ходе которой установлено, что ответчиком нарушены требования законодательства в области безопасности дорожного движения.
В нарушение требований Руководства по системе технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов и троллейбусов Р 11325455-2505-01, в соответствии с которым капитальный ремонт троллейбусов производится при межремонтном пробеге не более 270 000 километров, троллейбусы с инвентарными номерами 201, 218, 237, 238, 239, 240, 242, 244, 415 по состоянию на 01.03.2012 года имеют пробег более 270 000 километров, однако, капитальный ремонт данных троллейбусов не осуществлялся, вместе с тем эксплуатация данных троллейбусов продолжается.
Эксплуатация указанных троллейбусов, не прошедших капитальный ремонт, представляет собой опасность для неопределенного круга лиц (пассажиров), пользующихся услугами данного вида транспорта. На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконными действия МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт муниципального образования "город Оренбург" по эксплуатации троллейбусов, не прошедших капитальный ремонт, обязать ответчика провести капитальный ремонт троллейбусов с инвентарными номерами 201, 218, 237, 238, 239, 240, 242, 244, 415.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Финансовое управление администрации МО город Оренбург.
Представитель истца прокурора Центрального района г. Оренбурга Губайдуллина К.Ю. в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить.
Представители ответчика МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт муниципального образования "город Оренбург" Сальников А.Э., Темникова Л.Ю., действующие по доверенностям, в судебном заседании иск не признали, просили в его удовлетворении отказать.
Представитель ответчика Финансового управления администрации МО город Оренбург Беляков И.В., действующий по доверенности, в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга в судебное заседание не явился.
Решением суда исковые требования прокурора Центрального района г. Оренбурга удовлетворены, признаны незаконными действия МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт муниципального образования "город Оренбург" по эксплуатации троллейбусов, не прошедших капитальный ремонт, ответчик обязан провести капитальный ремонт троллейбусов с инвентарными номерами 201, 218, 237, 238, 239, 240, 242, 244, 415. В удовлетворении исковых требований прокурора к Финансовому управлению администрации г. Оренбурга отказано.
С таким решением суда не согласно МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт муниципального образования "город Оренбург", в апелляционной жалобе оно просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований к Финансовому управлению администрации г. Оренбурга.
Заслушав доклад судьи, представителей ответчика МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт муниципального образования "город Оренбург" - Сальникова А.Э., Темникову Л.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Устабаева Е.Т., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Устава муниципальное казенное предприятие "Оренбургский городской пассажирский транспорт" муниципального образования г.Оренбург ( далее - Предприятие) осуществляет следующие виды деятельности: перевозка населения в городском наземном электрическом транспорте, перевозка работающих по заказам согласно заключенным договорам организациями и учреждениями (п.2.2.1), осуществление и организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава Предприятия, других организаций, а так же частных владельцев ( п.2.2.4) и другие.
Судом было установлено, что троллейбусы под инвентарными номерами N 201, N 218, N 237, N238, N 239, N 240, N 242, N 244, N 415 имеют межремонтный пробег более 270 000 км и подлежат капитальному ремонту в соответствии с "Руководством по системе технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов и троллейбусов Р11325455-2505-01", утвержденного Минтрансом РФ 28.12.2000 г., согласно которому капитальный ремонт троллейбусов производится при межремонтном пробеге не более 270 000 км. Однако, капитальный ремонт вышеперечисленных троллейбусов произведен не был, в связи с чем, суд пришел к выводу, что поскольку эксплуатация таких троллейбусов может привести к пожарам и нарушению безопасности движения, следовательно, эксплуатация подвижного состава, которому необходим капитальный ремонт, представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга пассажиров наземного электрического транспорта, в связи с чем, действия МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт" по эксплуатации троллейбусов, не прошедших капитальный ремонт, являются незаконными, противоречат ст.14 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 г. "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" ввиду несоблюдения требований безопасности.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда на основании следующего.
В соответствии с п. 2-4, 16, 17 ч. 2 ст. 14 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 г. "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" перевозчик обязан: выполнять условия договора на обеспечение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок; обеспечивать безопасность и показатели качества перевозок пассажиров, соблюдать расписание и схемы движения при перевозках; проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; поддерживать транспортные средства в исправном состоянии на производственно-технической базе; обеспечивать прохождение предрейсового и послерейсового контроля технического и санитарного состояния транспортных средств.
В силу Правил технической эксплуатации троллейбуса, утвержденных распоряжением Министерства Транспорта Российской Федерации от 26.03.2001 г. N АН - 20 - р (далее -Правила) указанные Правила технической эксплуатации троллейбуса являются нормативным техническим документом и устанавливают основные требования к технической эксплуатации, содержанию зданий, сооружений, устройств и подвижного состава троллейбусного транспорта (п.1.1.).
Указанными Правилами установлено, что троллейбусы должны содержаться в исправном состоянии, обеспечивающим их бесперебойную работу, безопасность движения и перевозку пассажиров. Поддержание троллейбусов в технически исправном состоянии возлагается на собственника организации ГЭТ в соответствии с Законом РФ "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 г. (п. 3.1.4), основная цель технического обслуживания и ремонта состоит в поддержании троллейбусов в технически исправном состоянии, т. е. в способности выполнять перевозку пассажиров при условии, что все параметры, характеризующие их безопасность, особенно электробезопасность и пожаробезопасность, соответствуют требованиям нормативно-технической документации и обеспечивают безопасность дорожного движения и перевозки пассажиров (п. 3.2.1.), техническое обслуживание и ремонт троллейбусов должны проводиться в соответствии с действующей системой и эксплуатационно-ремонтной документацией, утвержденной в установленном порядке (п. 3.2.2), нормы, правила, процедуры технического обслуживания и ремонта, установленные заводами-изготовителями троллейбусов, могут корректироваться организациями ГЭТ по согласованию с изготовителем (п. 3.2.3.)
Указанными Правилами так же предусмотрено производство государственного технического осмотра троллейбусов, основной задачей которого является оценка соответствия их технического состояния требованиям настоящих Правил, нормативов и стандартов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения и охраны труда (п. 3.8.1), техническое состояние и оборудование троллейбусов проверяют на соответствие требованиям Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации троллейбусов, стандартов, инструкций предприятий-изготовителей (п. 3.8.7), особое внимание следует обращать на техническое состояние оборудования, непосредственно влияющего на безопасность дорожного движения и электробезопасность пассажиров и обслуживающего персонала (п. 3.8.8).
В соответствии с п. 3.8 11 Правил троллейбусы, не отвечающие хотя бы одному из требований безопасности дорожного движения и настоящих правил, считаются неисправными и не выпускаются на линию до устранения выявленных нарушений.
В силу части 1 ст.19 ФЗ "О безопасности дорожного движения" запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, само по себе отсутствие капитального ремонта троллейбусов не свидетельствует о том, что вышеуказанные троллейбусы не отвечают требованиям безопасности дорожного движения и представляют опасность для пассажиров.
Суду не было представлено доказательств, что троллейбусы под инвентарными номерами N 201, N 218, N 237, N238, N 239, N 240, N 242, N 244, N 415 имеют технические неисправности, создающие угрозу безопасности дорожного движения, не отвечают требованиям безопасности дорожного движения и не прошли государственный технических осмотр, что создает угрозу безопасности пассажиров.
Из представленных ответчиком суду доказательств следует, что ответчиком разработан график проведения капитальных ремонтов по устранению перепробегов на 2012 г., в который были включены вышеуказанные троллейбусы, составлены дефектные ведомости на капитальный ремонт троллейбусов, постепенный ремонт троллейбусов осуществляется, что в судебном заседании опровергнуто не было.
При таких обстоятельствах, с учетом положений вышеприведенных положений закона, Правил, оснований для признания действий МКП "Оренбургский городской пассажирский транспорт" МО "Город Оренбург" незаконными и обязании провести капитальный ремонт троллейбусов у суда не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Оренбурга от 21 мая 2012 года оставить без изменения в части отказа в удовлетворении исковых требований к финансовому управлению администрации г.Оренбурга, в остальной части решение суда отменить, постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г.Оренбурга о признании незаконными действий муниципального казенного предприятия "Оренбургский городской пассажирский транспорт муниципального образования "город Оренбург" по эксплуатации троллейбусов, не прошедших капитальный ремонт, обязании произвести капитальный ремонт троллейбусов с инвентарными номерами N 201, 218, 237, 238, 239, 240, 242, 244, 415 отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.