Пермский краевой суд, главный врач ММУ " Название" Е. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава вменённого административного правонарушения. В обоснование заявленного требования указала, что протокол об административном правонарушении в отношении ММУ " Название" был составлен по части 3 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации, при этом юридическому лицу вменялось грубое нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 30, - наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг). Согласно обжалуемому постановлению, в действиях ММУ " Название" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации, так как учреждение нарушило требования подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение о лицензировании), - наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием). Таким образом, применяя при рассмотрении дела Положение о лицензировании, введённое в действие 1 мая 2012 года, судья нарушил требования статьи 1.5 и части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации.
Кроме того, при вынесении постановления судья районного суда не учёл, что приказ Минздрава России от 9 декабря 1999 года N 438 "Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях" носит рекомендательный характер и не зарегистрирован в Минюсте России.
Также судья не принял во внимание, что частью 7 статьи 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 года N 323-ФЗ) установлено, что отдельные функции лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи могут быть возложены на фельдшера, акушерку в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 16 мая 2012 года вступил в силу приказ Минздравсоцразвития России от 23 марта 2012 года N 252н "Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты" (далее - также Порядок), которым фельдшеры наделены полномочиями по выполнению функций врача. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ММУ " Название" состава вменённого административного правонарушения.
В судебном заседании в краевом суде защитник ММУ " Название" - В. доводы жалобы поддержал.
Законный представитель ММУ " Название" Е., будучи надлежащим образом извещённой о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав защитника, судья краевого суда находит постановление судьи районного суда подлежащим отмене с прекращением в отношении ММУ " Название" производства по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -
влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
При рассмотрении дела судья районного суда обоснованно исходил из того, что Положение о лицензировании медицинской деятельности, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 30, нарушение требований которого вменялось ММУ " Название" при составлении протокола об административном правонарушении, утратило силу, в связи с чем при принятии постановления правильно руководствовался Положением о лицензировании, введённом в действие с 1 мая 2012 года, что полностью соответствует требованиям статьи 1.7 КоАП Российской Федерации. Поэтому доводы жалобы о нарушении судьёй районного суда при вынесении постановления требований статьи 1.5 и части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации являются несостоятельными.
Вместе с тем, признавая ММУ " Название" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации, со ссылкой на нарушение юридическим лицом положений подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании, судья не учёл следующее.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности является наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для волнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
Согласно части 7 статьи 70 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ, вступившего в силу 22 ноября 2011 года (статья 70 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ вступила в силу с 1 января 2012 года в соответствии с пунктом 2 статьи 101 названного Федерального закона), отдельные функции лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи могут быть возложены на фельдшера, акушерку в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, с 1 января 2012 года при организации оказания первичной медико-санитарной помощи руководитель медицинской организации был наделён полномочиями по возложению на фельдшера отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения.
Порядок возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 23 марта 2012 года N 252н и введён в действие 16 мая 2012 года.
Поскольку до 16 мая 2012 года правила (то есть основания, порядок, механизм) возложения руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи на фельдшера отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения отсутствовали (не были утверждены и введены в действие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти), однако такая возможность была предусмотрена Федеральным законом от 21.11.2011 года N 323-ФЗ, возложение с 10 января 2012 года на фельдшера Ш., не имеющей диплома о высшем медицинском образовании, повышения квалификации и действующего сертификата по специальности "терапия", отдельных функций лечащего врача-терапевта в дневном стационаре ММУ " Название", что полностью соответствует Порядку, введённому в действие с 16 мая 2012 года, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации.
Как следует из приказа ММУ " Название" от 15 мая 2012 года N ** (л.д. 106), изданного после введения в действие Порядка, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 23 марта 2012 года N 252н, на фельдшера Ш. возложены функции лечащего врача в дневном стационаре при оказании первичной медико-санитарной помощи по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты.
Основанием издания данного приказа послужили: низкая обеспеченность врачами и недостаточная укомплектованность врачебными кадрами (обеспеченность врачами в 2011 году 9,4 на 10 тысяч населения, в крае - 47,5, обеспеченность терапевтами 2,4 на 10 тысяч населения, в крае - 5,0).
Указанный приказ полностью соответствует положениям пунктов 3, 4 Порядка, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 23 марта 2012 года N 252н, исходя из сравнительного анализа должностной инструкции врача дневного стационара поликлиники, утверждённой главным врачом ММУ " Название" 30 декабря 2010 года, и должностной инструкции фельдшера дневного стационара поликлиники, утверждённой главным врачом названного учреждения 11 января 2012 года, и, учитывая причины издания этого приказа.
Принимая во внимание изложенное выше, в действиях ММУ " Название" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации, в связи с чем постановление судьи районного суда от 30 мая 2012 года подлежит отмене с прекращением в отношении медицинского учреждения производства по делу по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
РЕШИЛ:
постановление судьи Чердынского районного суда Пермского края от 30 мая 2012 года отменить.
Прекратить в отношении муниципального медицинского учреждения " Название" производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судья - Бузмаков С.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.