Заместитель председателя Пермского краевого суда П.Н. Сурков, рассмотрев надзорную жалобу Сторожева С.Е., поданную защитником К. по доверенности, на постановление N ** государственного инспектора по пожарному надзору в г. Кудымкаре от 01.12.2011 г., решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 28.12.2011 г. и решение судьи Пермского краевого суда от 20.01.2012 г., вынесенные в отношении /должность/ ООО " Название" Сторожева С.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N ** государственного инспектора по пожарному надзору в г. Кудымкаре от 01.12.2011 г. /должность/ ООО " Название" Сторожев С.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 17000 руб. (л.д.8).
Решением судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 28.12.2011 г. постановление N ** государственного инспектора по пожарному надзору в г. Кудымкаре от 01.12.2011 г. оставлено без изменения, жалоба Сторожева С.Е. - без удовлетворения (л.д.49-50).
Решением судьи Пермского краевого суда от 20.01.2012 г. решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 28.12.2011 г. оставлено без изменения, жалоба Сторожева С.Е. - без удовлетворения (л.д. 83-88).
В надзорной жалобе, поданной в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 КоАП Российской Федерации, в Пермский краевой суд, заявитель просит об отмене указанных постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
Изучив истребованное из Кудымкарского городского суда Пермского края дело об административном правонарушении, доводы надзорной жалобы, оснований для отмены или изменения состоявшихся по данному делу об административном правонарушении постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Как усматривается из материалов дела, начальником отделения надзорной деятельности ** ОНД по Коми-Пермяцкому округу в соответствии с распоряжением о проведении внеплановой, выездной проверки от 12.10.2011 г. N ** проведена проверка соблюдения ООО " Название" требований пожарной безопасности на территории и сооружениях ООО " Название" по адресу: Пермский край, г. Кудымкар, ул. **** (л.д.18-19).
В ходе указанной проверки были выявлены нарушения требований норм и правил пожарной безопасности, а именно:
в сооружении (на рынке) отсутствует система оповещения людей при возникновении пожара, что не соответствует требованиям пункта 5 таблицы 2 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях";
в сооружении (на рынке) отсутствует план эвакуации людей при возникновении пожара, что не соответствует требованиям пункта 16 ППБ 01-03.
23.11.2011 г. главным государственным инспектором по пожарному надзору в г. Кудымкаре по результатам проверки в отношении должностного лица - /должность/ ООО " Название" Сторожева С.Е. был составлен протокол N ** об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом N ** об административном правонарушении от 23.11.2011 г. (л.д.7); протоколом собрания учредителей ООО " Название" от 07.09.2009 г. N ** о назначении /должность/ ООО " Название" с 07.09.2009 г. Сторожева С.Е. (л.д.15); актом внеплановой, выездной проверки от 21.11.2011 г. N ** (л.д.18-19); распоряжением о проведении внеплановой, выездной проверки от 12.10.2011 г. N ** (л.д.65-67), оцененными должностным лицом административного органа в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.
Проверяя законность и обоснованность постановления N ** государственного инспектора по пожарному надзору в г. Кудымкаре от 01.12.2011 г. в порядке статей 30.1-30.6 КоАП Российской Федерации, судья Кудымкарского городского суда Пермского края и судья Пермского краевого суда не нашли оснований для его отмены.
В надзорной жалобе заявитель приводит доводы о том, что крытые торговые навесы, расположенные на территории рынка, не относятся ни к зданиям, ни к сооружениям, в связи с чем /должность/ ООО " Название" Сторожеву С.Е. необоснованно вменено несоблюдение указанных выше требований норм и правил пожарной безопасности.
Данные доводы не влекут отмену обжалуемых постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 г. N271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее -Федеральный закон от 30.12.2006 г. N271-ФЗ).
Согласно пунктам 2 и 8 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 г. N271-ФЗ розничный рынок (далее - рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места, под которыми понимаются места на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованные и отведенные управляющей рынком компанией, используемые для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающие требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2006 г. N271-ФЗ на рынке должны быть оборудованы места для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о случаях возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций (пожара). Указанному положению закона корреспондирует пункт 5 таблицы 2 "Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. N323, согласно которому рынки должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре второго типа.
На основании подпункта "б" пункта 4 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2006 г. N271-ФЗ на рынке должно быть оборудовано доступное для обозрения место, на котором размещается схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций (пожара). Приведенному положению закона соответствовал пункт 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утративших силу с 21.07.2012 г. в связи с изданием Приказа МЧС России от 31.05.2012 г. N306, согласно которому на объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
Таким образом, а также учитывая то обстоятельство, что территория рынка в г. Кудымкаре по ул. ****, на которой осуществляет деятельность ООО " Название", представляет собой комплекс палаток и иных торговых мест, расположенных под специально в этих целях возведенными навесами, что соответствует понятию рынка, изложенному в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 г. N271-ФЗ, действия (бездействие) /должность/ ООО " Название" Сторожева С.Е., выразившиеся в нарушении требований пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей на указанном выше имущественном комплексе, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
По изложенным выше обстоятельствам, ссылка на вступившее в законную силу постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 г. N ** об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Пермского края -Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре от 17.02.2012 г., которым признано незаконным постановление N ** от 01.12.2011 г. главного государственного инспектора Коми-Пермяцкого округа по пожарному надзору о привлечении к административной ответственности ООО " Название" по части 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации в виду малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения, отмену принятых по настоящему делу постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений не влечет.
Наказание /должность/ ООО " Название" Сторожеву С.Е. назначено в пределах санкции части 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП Российской Федерации.
Постановление о привлечении /должность/ ООО " Название" Сторожева С.Е. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации для данной категории дел.
Руководствуясь ч. 1 ст.30.12, ч.ч. 1, 2 ст.30.13, п. 1 ч.2 ст.30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление N ** государственного инспектора по пожарному надзору в г. Кудымкаре от 01.12.2011 г., решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 28.12.2011 г. и решение судьи Пермского краевого суда от 20.01.2012 г., вынесенные в отношении /должность/ ООО " Название" Сторожева С.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, оставить без изменения, надзорную жалобу К. -защитника Сторожева С.Е. - без удовлетворения.
Заместитель председателя Пермского краевого суда - П.Н. Сурков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.