Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Титовца А. А. Судей Заривчацкой Т.А., Лапухиной Е.А. При секретаре Новгородцевой А.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 15 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе Богдановой Л.А. на решение Уинского районного суда Пермского края от 05 июня 2012 года, которым постановлено:
Богдановой Л.А. в иске к Лужбину Л.А. об исключении из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу Пермский край, с. ****, включении указанных жилого дома и земельного участка в наследство, открывшееся после смерти Л. - отказать.
Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., объяснения истца Богдановой Л.А. и ее представителя М., 3-е лица Лужбина А.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Богданова Л.А. обратилась с иском к Лужбину Л.А., администрации Уинского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края об исключении записи из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Лужбина Л.А. на жилой дом и земельный участок с кадастровым номером **, расположенные по адресу Пермский край, Уинский район, ул. ****; и включить их в состав наследственной массы после смерти Л., умершей 11 мая 2009 года.
Требования мотивированы тем, что 11 мая 2009 года умерла ее мать - Л.. Наследниками первой очереди по закону являются дети Л.: Богданова Л.А. (ранее Лужбина Л.А.), Лужбин И.А., Лужбин Л.А., Лужбин А.А.. Как наследник первой очереди она обратилась к нотариусу Пермского городского нотариального округа для оформления наследственных прав, после смерти матери. Нотариусом П. в одной второй доле на её имя было выдано свидетельство о праве на наследство по закону в отношении домовладения N **, и земельного участка, с кадастровым номером **, расположенного в Пермском крае Уинском районе с. ****. Лужбин Л.А. и Лужбин А.А. отказались от принятия наследства. После сбора необходимых документов для оформления наследственных прав обнаружено, что жилой дом N ** расположенный по адресу Пермский край, Уинский район, с. **** зарегистрирован на праве собственности за Лужбиным Л.А., что подтверждается выпиской из ЕГРП от 10.08.2010 г. N **, выданной Управлением Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. Однако жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: с. **** принадлежал на праве собственности Л., согласно записи похозяйственной книги N ** лицевой счет ** за 1986-1990 годы администрации Уинского сельского поселения. Из справки о принадлежности жилого дома от 11.08.2010 г. N ** Администрации Уинского сельского поселения и копии похозяйственной книги следует, что главой хозяйства являлась Л., дата рождения. В хозяйстве имелся жилой дом, расположенный на земельном участке мерою 30,18 га, в составе семьи проживали: сын - Лужбин Л.А., дата рождения, сын - Лужбин И.А., дата рождения, сноха - Лужбина С.С., дата рождения, внучка - Лужбина Е.С., дата рождения, внук - Лужбин В.Л., дата рождения. В похозяйственой книге за
1986 - 1990 года лицевой счет ** имеются исправления в виде зачеркивания и надписи над зачеркнутой записью в отношении Л. "глава" на "мать", Лужбина Л.А. "сын" на "глава". При этом поскольку не указано, на основании каких документов, кем и когда произведены данные исправления, доверять сведениям данного документа нельзя, поэтому он не является основанием для регистрации права собственности за Лужбиным Л.А. Полагает, что регистрация права на жилой дом и земельный участок за Лужбиным Л.А. произведена незаконно, поскольку может быть произведена на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, которые совершены не были.
В судебном заседании истец Богданова Л.А. на удовлетворении требований настаивала.
Ответчик Лужбин Л.А. исковые требования не признал.
Представитель ответчика администрации Уинского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края в судебном заседании участия не принимал.
Третье лицо нотариус П. в судебном заседании участия не принимала.
Третье лицо Лужбин А.А. исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Пермскому краю исковые требования полагала необоснованными.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Богданова Л.А. просит решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. Полагает, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие волеизъявление его матери и отчуждение имущества Лужбиной А.Н. в его пользу. Указывая на то, что Лужбина А.Н. перевела в 1986г. хозяйство на него, фактически ответчик ссылается на совершение сделки дарения, но договор дарения имущества им не представлен. Представленная выписка из похозяйственной книги не может служить доказательством переоформления права собственности на указанное домовладение, поскольку законодательством, действующим в тот период времени, не было предусмотрено переоформления права путем внесения исправлений в похозяйственные книги. Считает, что судом сделаны преждевременные и ошибочные выводы о том, что ответчик Лужбин Л.А. приобрел дом и земельный участок по ул. **** на законных основаниях.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, были извещены, в судебное заседание явились истец Богданова Л.А. и ее представитель М., 3-е лицо Лужбин А.А.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, заслушав пояснения истца Богдановой Л.А. и ее представителя М., 3-е лица Лужбина А.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца.
Из материалов дела усматривается, что 11.05.2009г. умерла Л.. Богданова Л.А. является дочерью Л., наследником первой очереди, принявшей наследство после ее смерти. 14.04.2011г. нотариусом Пермского городского нотариального округа Богдановой Л.А. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону в одной второй доле в отношении домовладения N ** и земельного участка, расположенных по адресу: с. ****.
Лужбин Л.А., также являясь наследником первой очереди после смерти Л., от наследства отказался.
На основании выданной администрацией Уинского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края выписки из похозяйственной книги N ** от 28.05.2008г. о наличии права на земельный участок, право собственности на земельный участок с кадастровым номером **, и жилой дом, расположенные по адресу: с. ****, соответственно 10.07.2008г. и 18.12.2009г.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю было зарегистрировано за Лужбиным Л.А.
Согласно данной выписке Лужбину Л.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером **, расположенный по адресу: Пермский край, Уинский район, с. ****, о чем сделана запись в похозяйственной книге N ** за 01.01.1997-01.01.2001г.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п.1, 2, 7 ст.25.2 ФЗ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что нахождение в собственности Лужбина Л.А. спорных жилого дома и земельного участка подтверждается записями в похозяйственных книгах сельского поселения Уинского района, в частности в похозяйственной книге за 1997-2001г. собственником спорного домовладения указан Лужбин Л.А., в похозяйственных книгах за период с 1986г.-1990г. главой хозяйства также значился Лужбин Л.А.
Доводам истца о том, что в похозяйственной книге имеются исправления в отношении указания главы хозяйства, с чем истец связывает недействительность указанных сведений, судом дана надлежащая оценка. Судом не установлено оснований не доверять внесенным в похозяйственные книги сведениям. То обстоятельство, что в похозяйственной книге за 1986-1990г. внесены исправления в строку глава хозяйства, вместо Л. главой хозяйства указан Лужбин Л.А., не свидетельствует о недостоверности указанных сведений, поскольку, как правильно указал суд, внесение сведений о Лужбине Л.А. как главе хозяйства, оговорено записью о том, что домовладение переведено на Лужбина Л.А. с согласия матери, а лицевой счет подписан главой семьи и секретарем. Что согласуется и с записями в похозяйственных книгах за последующие годы, где Л. указана в качестве члена семьи по отношению к Лужбину Л.А.
Также судом принято во внимание, что согласно пояснениям свидетеля Б., работавшей в то время секретарем сельского Совета, указанная запись могла быть внесена только с согласия и в присутствии собственника, главы хозяйства.
При этом, в указанные в похозяйственных книгах периоды Лужбиным Л.А. как собственником производилась уплата земельного налога, налога на имущество в отношении земельного участка и жилого дома, что подтверждает то обстоятельство, что сведения о правах Лужбина Л.А. в похозяйственные книги были внесены еще при жизни Л. и ею не оспаривались.
Кроме того, внесение таким способом изменений в сведения о главе хозяйства было предусмотрено, в том числе пунктом 14 постановления Госкомстата СССР от 25.05.1990г. N 69 "Об утверждении Указаний по внесению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов", согласно которого в случае замены главы хозяйства (семьи) другим лицом из состава того же хозяйства (например, в связи со смертью или по другим причинам) не меняется номер лицевого счета. В этих случаях лицевой счет хозяйства не переписывается на новый, при этом: В верхней части лицевого счета вписывается фамилия, имя и отчество нового главы хозяйства (семьи), фамилия прежнего зачеркивается. В разделе I "Список членов хозяйства", в строке 2-й "Отношение к члену хозяйства, записанному первым" под его фамилией записывается "глава", а против фамилии всех остальных членов семьи записываются родственные отношения их к новому главе хозяйства (семьи) - "отец", "мать", "жена", "муж", "брат", "сестра", "дочь", "сын" и т.д. Ранее записанные родственные отношения членов хозяйства (семьи) должны быть обязательно зачеркнуты и изменены.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что сведения, содержащиеся в выписке из похозяйственной книги о наличии у Лужбина Л.А. права на земельный участок, расположенный по адресу: с. **, выданной 28.05.2008г. администрацией Уинского сельского поселения, соответствуют сведениям, содержащимся в похозяйственных книгах. Следовательно, право собственности Лужбина Л.А. на спорные земельный участок и жилой дом были зарегистрированы при наличии на то законных оснований.
При таких обстоятельствах, оснований для признания не соответствующей закону регистрации права собственности на спорные земельный участок и жилой дом и исключении из единого реестра прав на недвижимое имущество записи о регистрации права собственности за Лужбиным Л.А. у суда не имелось. Поскольку на момент смерти Л., спорные объекты недвижимости в собственности наследодателя не находились, не имелось и оснований для удовлетворения требований истца о включении спорных объектов недвижимости в наследство.
Доводы апелляционной жалобы относительно не представления доказательств отчуждения Л. домовладения на имя Лужбина Л.А. и возникновения у него права собственности, судебная коллегия отклоняет.
Согласно Закону РСФСР от 19.07.1968 г. "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР", похозяйственная книга является документом первичного учета в сельских Советах народных депутатов и содержит информацию о проживающих на территории сельского Совета гражданах и сведения о находящемся в их личном пользовании недвижимом имуществе.
Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утв. Приказом МКХ РСФСР 21.02.1968 г. N 83 установлено, что строения, расположенные в сельской местности, регистрации не подлежали.
Запись в похозяйственной книге признавалась подтверждающей право собственности исходя из того, что в соответствии с Указаниями по ведению похозяиственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными Госкомстатом СССР 25.05.1960 г., Указаниями по ведению похозяиственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными ЦСУ СССР 13.04.1979 г. N 112/5, а также утвержденными постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990г. N 69 данные книг похозяиственного учета использовались для отчета о жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности. Документы о принадлежности гражданину жилого дома, расположенного за пределами городской черты, на землях совхоза, колхоза выдавались в соответствии с записями из похозяйственной книги.
Требование о ведении похозяйственных книг сохранено и в действующем законодательстве Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах.
Судом первой инстанции установлено, что похозяйственные книги в отношении хозяйства по ул. **** подтверждают, что Лужбин Л.А. являлся собственником спорного домовладения, а учитывая наличие записи о главе хозяйства в похозяйственной книге за 1986-1990г., можно сделать вывод о том, что право собственности Лужбина Л.А. возникло до создания регистрирующих органов. При этом, оспаривая фактически сведения в похозяйственной книге, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о неправомерности внесения органом местного самоуправления сведений в отношении главы хозяйства, а также предоставление в свое время Л. иных сведений в отношении главы хозяйства при осуществлении похозяиственного учета. Учитывая значимость указанных в похозяйственных книгах сведений и возложение ведение похозяиственного учета на органы местного самоуправления, одно лишь утверждение истца об отсутствии иных документов, подтверждающих волеизъявления Л. на передачу прав в отношении указанного хозяйства на Лужбина Л.А., не могут служить основанием не доверять сведениям похозяиственного учета.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что право собственности на домовладение у Лужбина Л.А. возникло до создания на территории Пермского края регистрирующих органов, поэтому в силу ст. 6 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признается юридически действительным, в связи с чем зарегистрировано при наличии на то законных оснований.
Суд первой инстанции проверил доводы сторон и фактические обстоятельства, представленным доказательствам дал оценку. Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, правовых оснований к отмене постановленного судом решения жалоба не содержит. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уинского районного суда Пермского края от 05 июня 2012 года по доводам апелляционной жалобы Богдановой Л.А. оставить без изменения, кассационную жалобу Богдановой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.