Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе :
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Першиной Л.В., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Шейко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 18 июля 2012г. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 февраля 2012г., которым постановлено:
" Обязать Министерство социального развития Пермского края включить Чеклецова М.Ф. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидии ( единовременных денежных выплат ) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденных законом Пермского края на соответствующий финансовый год, с указанием муниципального образования, фамилии, имен, отчества, Чеклецова М.Ф. и размера предоставляемой субсидии (единовременной денежной выплаты)".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., возражения истца Чеклецова М.Ф. и заключение прокурора Левыкиной Л.Л., относительно доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Чусовской городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Чеклецова М.Ф. к Министерству социального развития Пермского края о включении его в сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, возложении обязанности включить в проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидии (единовременных денежных выплат ) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам в соответствии с объемом средств, передаваемых из регионального фонда компенсаций в бюджеты муниципальных образований Пермского края на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, утвержденных законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год, с указанием муниципального образования, фамилии, имени, отчества гражданина и размера предоставляемой субсидии (единовременной денежной выплаты) Чеклецова М.Ф. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что истец в период с 20.11.1944г. по 13.10.1950г. служил в армии по призыву, имеет ** группу инвалидности по общему заболеванию, является ветераном-участником ВОВ и имеет льготы, предусмотренные ст. ст. 14,17 ФЗ " О ветеранах". Проживает по адресу : ****, жилое помещение не пригодно для постоянного проживания, в связи с чем он является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии администрации Верхнечусовского городского поселения от 05.05.2010г. принят на жилищный учет. Истец изъявил желание воспользоваться субсидией на приобретение (строительство) жилого помещения, однако в предоставлении такой субсидии ответчиком было отказано со ссылкой на ст. 17 ФЗ " О ветеранах". Прокурор считает, что отказ является неправомерным.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство социального развития Пермского края указывая, что судом неправильно истолкован закон. В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010г. N ** и ст. 17 Закона " О ветеранах" N 5-ФЗ обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем категории граждан, к которой относится истец, возможно только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего ФЗ. Порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ " О ветеранах" и " О социальной защите инвалидов в РФ" определяют правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005г. N 614. В соответствии с указанными правилами ответственность за их несоблюдение и недостоверность предоставляемых в Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство регионального развития РФ сведений возлагается на органы государственной власти субъектов РФ. В случае осуществления расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством РФ. Таким образом, Пермский край в соответствии с подписанным с Министерством регионального развития РФ (главным распорядителем средств) Соглашением несет ответственность за целевое расходование средств федерального бюджета. Исполнение вынесенного решения суда приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и численности, обеспеченных субсидиями на приобретение (строительство) жилых помещений ветеранов ВОВ.
Прокурор Чусовской городской прокуратуры Пермского края направил в адрес суда апелляционной инстанции возражения относительно доводов апелляционной жалобы, считает, что решение суда соответствует закону.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327-1 ГПК РФ), приходит к выводу, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является инвалидом ** группы по общему заболеванию бессрочно, имеет льготы, установленные статьей 14 Федерального закона " О ветеранах", как ветеран Великой Отечественной войны, поскольку в период с 20.11.1944г. по март 1946г. являлся курсантом военно-учебного заведения, участие в боевых действиях не принимал, имеет удостоверение участника ВОВ. Согласно уведомления администрации Верхнечусовского городского сельского поселения Чеклецов М.Ф. принят на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 05.04.2010г. По адресу : **** зарегистрирован и проживает с 2007 г. Дом принадлежит на праве собственности супруге истца -Чеклецовой М.И., имеет площадь 28, 3 кв.м. В соответствии с актом и заключением Межведомственной комиссии от 18.03.2010г. указанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания.
В соответствии с письменным ответом Министерства социального развития Пермского края от 18.06.2010г. истец не имеет права на обеспечение жильем за счет федерального бюджета, поскольку на него распространяются положения ст. 17 ФЗ "О ветеранах".
Меры социальной поддержки для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены в Федеральном Законе " О ветеранах" от 12.01.1995г. N 5-ФЗ
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 указанного закона участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Одной из таких мер социальной поддержки, которая предоставляется инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, согласно п.п.4 п.1 статьи 14 названного закона, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Учитывая, что Чеклецов М.Ф. является инвалидом 2 группы, ветераном Великой Отечественной войны, на него в силу положений п.2 ст. 15 ФЗ " О ветеранах", распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны, в соответствии с положениями ст. 23.2 указанного закона, в том числе и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ " О ветеранах" объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
В соответствии с статьей 1 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005г. N 614, настоящие Правила определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее соответственно - субвенции, граждане).
Доводы апелляционной жалобы в части того, к спорным правоотношениям подлежит применению ст. 17 ФЗ " О ветеранах", в соответствии с которой обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев возможно только, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, не состоятельны, поскольку на Чеклецова М.Ф., распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные для инвалидов Великой Отечественной войны, регламентированные статьями 14 и 23.2 указанного закона как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Исполнение вынесенного решения суда не приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных субсидиями на приобретение жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд правильно применил нормы материального права, дал
надлежащую оценку доказательствам, имеющимся по делу, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 февраля 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края -без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.