Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Валуевой Л.Б.,
судей Опалевой Т.П., Петуховой Е.В.,
при секретаре Вотиновой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 30.07.2012 г. дело
по апелляционной жалобе ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском
районе Пермского края на решение Индустриального районного суда г. Перми от
25.04.2012 г., которым постановлено:
"Признать отказ ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском районе Пермского края в выдаче Шестакову Д.А. государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала незаконным.
Признать за Шестаковым Д.А. право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском районе Пермского края выдать Шестакову Д.А. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском районе Пермского края в пользу Шестакова Д.А. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 600 (шестьсот) рублей."
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., объяснения представителя ответчика Б., представителей истца К.,Ч., представителя третьего лица Прокуратуры Пермского края Богомоловой Е.П., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шестаков Д.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском районе Пермского края (далее Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском районе) о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, о признании права на материнский (семейный) капитал, о возложении на ответчика обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В обоснование иска истец указал, что ** года у Т. родился сын - Шестаков А.Д.. Сына он сразу же признал, ** сентября ** года ему было выдано свидетельство об установлении отцовства и свидетельство о рождении сына. Брак с Т. он зарегистрировать не успел, дата она умерла. дата он заключил брак с К. дата у них родился сын - Шестаков Д.Д. дата вторая супруга истца Шестакова Т. А. умерла. дата истцом был заключён брак со Здулиной О.А. 02 апреля 2010 года у них родилась дочь - Шестакова Д.Д. Все трое детей проживают с истцом, среднедушевой доход на 1 человека меньше прожиточного минимума, семья является малоимущей. 27 января 2011 года Управлением Пенсионного фонда РФ в Пермском районе истцу было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что умершие супруги Шестакова Д.А. не приобрели право на дополнительные меры государственной поддержки. Истец считает, что у него возникло право на получение государственного сертификата, поскольку он является единственным родителем-отцом двоих детей, один из которых родился после 01.01.2007 г., отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал нарушает права несовершеннолетних детей.
В судебном заседании истец и его представители на иске настаивали по основаниям,
изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, ранее в судебном заседании иск не признавал.
Третье лицо Территориальное управление Министерства социального развития по Пермскому краю направило в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права.
Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает круг лиц, которые могут претендовать на дополнительные меры государственной поддержки, к ним относятся:
женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
При этом право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка в случаях, прямо указанных в законе, например, в случае смерти женщины.
Т.е. право отца ребенка на получение государственного сертификата является производным от права матери на данные меры государственной поддержки. Поскольку право на получение сертификата на материнский (семейный) капитал не возникло ни у одной из матерей детей Шестакова Д.А., то такое право не возникает и у самого истца.
Кроме того, с ответчика в пользу Шестакова Д.А. взыскана государственная пошлина в размере 600 рублей, в то время как в соответствии п.п. 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины по данной категории дел составляет 200 рублей.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права (п.п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со статьей 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1,3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Судом первой инстанции установлено, что Шестаков Д.А. является отцом трёх несовершеннолетних детей - Шестакова А.Д., дата рождения, Шестакова Д.Д., дата рождения, Шестаковой Д.Д.,
дата рождения. Все трое детей зарегистрированы и проживают совместно с отцом. Мать Шестакова А.Д. - Т. умерла ** г.
** ноября ** года истец заключил брак с К. (супруге была присвоена его фамилия). ** февраля ** года у них родился сын -Шестаков Д.Д.. ** апреля ** года вторая супруга истца - Шестакова Т. А. умерла.
** августа ** года истцом заключён брак со Здулиной О.А. (супруге была присвоена его фамилия). ** апреля ** года у них родилась дочь -Шестакова Д.Д.
Все трое детей зарегистрированы и проживают совместно с отцом.
Истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском районе с заявлением о выдаче ему государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка - Шестакова Д.Д.
27.01.2011 г. пенсионным органом принято решение об отказе Шестакову Д.А. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в дополнение к основным мерам социальной защиты, возможность использования которых предоставляется, как правило, обоим родителям, устанавливает меры государственной поддержки семей с детьми, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения, и с учетом особой, связанной с материнством, социальной роли в обществе предусматривает приоритетное право женщин на их получение.
Дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в связи с реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей. В связи с этим право мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка, имеющего обоих родителей, является производным от права женщины и может быть реализовано лишь в случае, когда право женщины на указанные меры прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (в связи со смертью, объявлением умершей, лишением родительских прав и в других ситуациях отсутствия материнского попечения).
В случае усыновления ребенка обоими супругами приоритетное право на получение дополнительных мер государственной поддержки также предоставляется женщине. Право мужчин на указанные меры не является производным от права женщин только тогда, когда они являются единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей.
Такая дифференциация, обусловленная различиями в видах социального риска, которым подвержены мужчины и женщины, а также основаниями возникновения правоотношений по воспитанию детей, не противоречит закрепленному в статье 19 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципу равенства мужчины и женщины при реализации прав, гарантированных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, а потому пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не может рассматриваться как нарушающий конституционные права истца.
Вышеуказанная позиция изложена в определении Конституционного суда РФ от 13.10.2009 г. N 1085-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кубанова В.Б. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Круг лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением (усыновлением) детей, определяет законодатель, суд применяет действующий закон и не может расширительно толковать данный закон, применяя его к иным лицам, не указанным в перечне лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований Шестакову Д.А. должно быть отказано.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Перми от 25.04.2012 г. отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Шестакову Д.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Пермском районе Пермского края о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на получение материнского (семейного) капитала, о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, об обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.