Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе :
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Першиной Л.В., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Шейко Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 июля 2012 года гражданское дело по апелляционным жалобам Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам, Министерства социального развития Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 18 мая 2012 года, которым постановлено :
" Возложить на Министерство социального развития Пермского края обязанность произвести Токаревой С.Ф. компенсацию проезда железнодорожным транспортом 22 ноября 2011 года от станции Углеуральская до станции Пермь II и обратно в размере 288 рублей".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., возражения прокурора Масленниковой И.А. на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Губахи в интересах Токаревой С.Ф. обратился в суд с требованиями о признании незаконным отказа Территориального управления
Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам в предоставлении компенсации проезда железнодорожным транспортом, возложении обязанности на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам, Министерство социального развития Пермского края произвести Токаревой С.Ф. компенсацию проезда железнодорожным транспортом от станции Углеуральская до станции Пермь II и обратно в сумме 288 руб., по тем основаниям, что Токарева С.Ф. имеет свидетельство N **, выданное администрацией г. Губахи 28.01.2002г., в соответствии с которым имеет право на льготы, установленные ст. 16 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий". 10.01.2012г. Токарева С.Ф. обратилась в ТУ МСР ПК по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации проезда железнодорожным транспортом от станции Углеуральская до станции Пермь II, предъявив документы, подтверждающие расходы, а также автобусные билеты при проезде автобусом от автостанции Губаха до станции Углеуральская, на общую сумму 371 руб. Территориальным управлением в компенсации отказано поскольку автобус, следующий маршрутом г. Губаха-ст.Углеуральская, не является междугородним автомобильным транспортом, электричка пригородного сообщения по маршруту ст. Углеуральская- Пермь II не является поездом.
Отказ Территориального управления прокурор считает незаконным, нарушающим права Токаревой С.Ф., поскольку ранее п. "д" ст. 16 Закона РФ N 1761-1 от 18.10.1991г. " О реабилитации жертв политических репрессий" Токарева С.Ф. имела право на бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов. С 01.01.2005г. меры социальной поддержки реабилитированных лиц определяются законами субъектов Российской федерации в соответствии с Федеральным Законом от 22.08.2004г. N 122-ФЗ. Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 01.12.2005г. N 462 -О гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров при изменении после 31.12.2004г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся реабилитированным лицам и лицам, признанных пострадавшими от политических репрессий до указанной даты в натуральной форме, субъект РФ обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан. Аналогичный вывод следует из положений ст. 153 Федерального Закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ " О внесении изменений в законодательные акты РФ и признание утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законом Пермской области от 30.11.2004 N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" предусмотрена замена льгот на бесплатный проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения денежной компенсацией, предоставляемой ежемесячно лицам, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки. Сумма ежемесячной денежной компенсации в настоящее время составляет 841 руб., включает в себя компенсацию стоимости приобретения социального проездного билета, расходы на протезирование и т.д.), стоимость социального проездного билета составляет 610 руб. Таким образом, сумма ежемесячной выплаты не компенсирует расходов на проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения. Подпункт 4 пункта 1 статьи 4 указанного Закона Пермской области предусматривает для указанной категории граждан компенсацию проезда один раз в год железнодорожным транспортом в оба конца по территории Российской Федерации. В связи с чем, Токарева С.Ф. имеет право на компенсацию проезда от станции Углеуральская до станции Пермь II и обратно.
Судом постановлено указанное выше решение.
Будучи не согласным с решением суда, Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам, Министерство социального развития Пермского края подали апелляционные жалобы, в которых просят решение отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме, мотивируя тем, что суд неправильно истолковал закон. Льгота по бесплатному проезду (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожные сообщения со скидкой 50 процентов стоимости проезда была заменена соответствующей денежной компенсацией, предоставляемой один раз в год. Порядок компенсации определен пунктом 3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям населения Пермского края, утвержденного Указом губернатора Пермской области от 21.01.2005г. N11, согласно которому компенсируется стоимость билета на проезд в жестком вагоне с 4-местным купе скорых поездов и в вагонах и поездах более низкой категории. Исходя из содержания положений ст. 81 Федерального закона от 10.01.2003г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пункта 16 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью" следует, что стоимость проезда компенсируется в жестких вагонах с 4-местными купе скорых и пассажирских поездах дальнего следования. Поскольку Токарева С.Ф. совершила поездку на поезде пригородного сообщения, билет приобретен в кассе N 0087 ОАО "Пермская пригородная компания", которая является перевозчиком пассажиров пригородного сообщения на полигоне Западного, Горнозаводского направлений, в электропоездах "Городская электричка" компенсировать стоимость проезда не представляется возможным.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Токарева С.Ф. на основании свидетельства А ** от 28.01.2002г., выданное отделом социальной защиты администрации г. Губахи имеет право на получение мер социальной поддержки как лицо, признанное пострадавшей от политических репрессий, согласно справке серии МСЭ-2007 N ** ей установлена третья группа инвалидности бессрочно 22.12.2009г. 11.01.2012г. Токарева С.Ф. обратилась в ТУ МСР ПК по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам об оплате проезда на железнодорожном транспорте от станции Углеуральская до станции Пермь II и обратно в размере 288 руб., автобусом Новая Губаха-ст. Углеуральская и обратно в размере 83 руб. Письмом от 17.01.2012г. ТУ МСР ПК по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам отказало в компенсации проезда по тем основаниям, что заявление написано не форме, электричка не является поездом, автобус не является междугородным автомобильным транспортом.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что из положений ст. 2 Федерального Закона N 17-ФЗ " О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" мотор-вагонные подвижные составы относятся к железнодорожному транспорту, в силу положений п. "д" ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 г. N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" Токарева С.Ф. имеет право на бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов.
Судебная коллегия признает данные выводы ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 18.10.1991г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Пермской области от 30.11.2004г. N 1830-388 " О социальной поддержки отдельных категорий населения Пермской области" установлены меры социальной поддержки реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 1 этого Закона данной категории лиц полагается компенсация проезда один раз в год железнодорожным транспортом (в оба конца) по территории Российской Федерации, а в местностях, не имеющих железнодорожного сообщения, - в размере 50 процентов стоимости проезда водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 этого же Закона для данной категории лиц предусмотрено право на приобретение социального проездного документа для проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), для приобретения билетов на поезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения со скидкой 100%.
Постановлением Правительства Пермского края N 1075-п от 22.12.2010г." Об утверждении Порядка приобретения социальных проездных документов для проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края и об установлении стоимости социальных проездных документов", утвержден указанный Порядок.
Из положений пунктов 2 и 4 Порядка, социальный проездной документ приобретается на соответствующий месяц по установленной стоимости, является именным и предназначен для проезда указанного в нем лица в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) на территории Пермского края, приобретается при предъявлении паспорта и документа о праве на меры социальной поддержки установленного образца.
Пунктом 2.2 Постановления Правительства Пермского края N 1075-п от 22.12.2010г. стоимость социального проездного документа установлена в размере 610 руб.
Таким образом, мера социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий для проезда на городском пассажирском транспорте, на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), для приобретения билетов на проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения, реализуется путем приобретения единого социального проездного документа, дающего право на приобретение билета со скидкой 100%".
В связи с чем, пункт 4 части 1 статьи 4 Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области", предусматривающий компенсацию проезда один раз в год железнодорожным транспортом (в оба конца) на территории Российской Федерации к спорным правоотношениям не применим, распространяется на проезд в поездах дальнего следования.
Доводы прокурора г. Губахи, изложенные в исковом заявлении и в возражениях на апелляционную жалобу о том, что субъект РФ обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан, размер ежемесячной денежной выплаты не достаточен при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации, не противоречат выводам судебной коллегии, поскольку дополнительные меры социальной поддержки в сфере транспортного обслуживания для указанной категории граждан, предоставленные Пермским краем, по своему значению являются свободными с точки зрения их финансового и правового обеспечения. Связанные с ними расходные обязательства, устанавливаются органами государственной власти субъекта федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования, дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Бесплатный проезд на автомобильном и железнодорожном транспорте пригородного сообщения, установленный ранее действующим законодательством для льготных категорий граждан трансформировался в иную меру социальной поддержки - единый социальный проездной документ, дающий право на приобретении проездного документа со скидкой 100%). Таким образом, уровень социальной защиты реабилитированных лиц
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, судебный акт подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Следует отметить, что судом первой инстанции не были разрешены требования о признании незаконным отказа ГУ МСР ПК по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам, что является дополнительным основание для отмены постановленного решения.
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу, что Токарева С.Ф. имеет право на получение мер социальной поддержки в виде приобретения ежемесячного единого социального проездного документа, дающего право на проезд со 100% скидкой как на пригородном автомобильном транспорте, так и на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, а не путем получения денежной компенсации проезда, отказ Территориального управления в выплате компенсации, выраженный в письме от 17.01.2012 г. является правомерным, оснований для признания его незаконным не имеется.
Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Губахинского городского суда Пермского края от 18 мая 2012 года отменить.
В иске Прокурору города Губахи, действующему в интересах Токаревой С.Ф. о признании незаконным отказа Территориального управления Министерства социального развития Пермского края в предоставлении компенсации проезда, возложении обязанности на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам , Министерство социального развития Пермского края по выплате Токаревой С.Ф. денежной компенсации отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.