Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Змеевой Ю.А. судей Варовой Л.Н., Высочанской О.Ю., при секретаре Бородкиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 31.05.2012 г., которым постановлено:
Возложить обязанность на администрацию города Перми за счет средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Ромахину В.С. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города Перми общей площадью не менее 33 кв.м.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ромахин B.C. обратился в суд с иском к администрации города Перми и Правительству Пермского края о возложении на администрацию г. Перми обязанности за счет средств, выделенных и предусмотренных на эти цели Правительством Пермского края, предоставить ему во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., в черте г. Перми. Свои требование истец обосновал тем, что он родился дата в Свердловском районе г.Перми; в период с 07.09.1995 г. по 31.08.2000 г. являлся воспитанником ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " Название" г. Перми; постановлением администрации Свердловского района г. Перми от 26.07.2000 г. поставлен на жилищный учет (учетный номер - **, по льготному списку - **); в настоящее время жилья в собственности не имеет, жилым помещением как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, мотивируя свои требования тем, что решение суда является незаконным, поскольку суд по данному делу применил закон, не подлежащий применению. Доводы жалобы сводятся к тому, что вывод суда в части предоставления истцу жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. является необоснованным, поскольку суд ссылается на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008 N255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", который к возникшим правоотношениям не применим. В соответствии с решением Пермской городской Думы "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" в г.Перми минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ( ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. В соответствии с ч.1.п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2005 года).
На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 N 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.
Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.
Согласно п.9 ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено судом при рассмотрении дела, Ромахин B.C., дата рождения, относится к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Р1., отказалась от него в родильном доме, оформила об этом отказ, решением Свердловского районного суда г. Перми от 29.10.1998 г. лишена родительских прав в отношении сына. Отец истца- Р2. в свидетельстве о рождении истца записан со слов матери. На основании решения Свердловского районного Совета народных депутатов N ** от 17.09.1985 г. истец был устроен в дом ребенка, являлся воспитанником детских домов N **, N **, N **, N **; с 07.09.1995 г. по 31.08.2000 г. находился на полном государственном обеспечении и был зарегистрирован в ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " Название" г. Перми. Постановлением администрации Свердловского района г. Перми от 26.07.2000 г. поставлен на жилищный учет под номером - **, по льготному списку - **. Очередь истца по состоянию на 01.03.2012 г. - под N **. Истец достиг совершеннолетия 18.11.2002 г. Жилым помещением по договору социального найма до настоящего времени не обеспечен. Проживает в квартире по адресу: г. Пермь, ул. ****, которую снимает. Судом установлено также, что на праве собственности истец жилых помещений не имел и не имеет; с 16.06.2002 г. он был зарегистрирован в комнате N ** общежития по адресу г. Пермь, ул. ****, в которую фактически не вселялся. Решением Свердловского районного суда г. Перми от 19.05.2010 г. истец признан неприобретшим право пользования указанным жилым помещением и снят с регистрационного учета по указанному адресу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец, является лицом, относящимся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей; не имел и не имеет на праве собственности жилых помещений; выпущен из образовательного учреждения без обеспечения его жилым помещением; на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма также не обеспечен, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении.
Определяя размер подлежащей предоставлению истцу жилой площади, суд правильно применил положения ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", из которой следует, что жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из двух человек; 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более. Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом первой инстанции объективно исследованы материалы дела, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применен материальный закон, нарушений процессуального законодательства не допущено. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка. Довод апелляционной жалобы Правительства Пермского края о том, что суд сделал необоснованный вывод о необходимости предоставления истцу жилого помещения общей площадью 33 кв.м., не является основанием к отмене или изменению решения суда. Действие п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноких граждан 33 кв.м. распространяется также на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в силу ст. 1 указанного Закона. Поскольку ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа большей площадью, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 ЖК РФ и Решения Пермской городской Думы "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК.
Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, апелляционная жалоба не содержит. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Ленинского районного суда г.Перми от 31.05.2012 г. без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.