Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Кириенко Е.В., Горбуновой О.А., при секретаре Бородкиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 25 мая 2012 года, которым постановлено:
" Обязать администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края приобрести за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение для Белевой А.Н. и передать его в собственность Администрации Красновишерского городского поселения.
Обязать администрацию Красновишерского городского поселения предоставить Белевой А.Н. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям".
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., заключение прокурора Синевой A.M., полагавшей доводы апелляционной жалобы несостоятельными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красновишерского района обратился в суд с иском в интересах Белевой А.Н. о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что Белева А.Н., имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку мать лишена родительских прав, отец записан со слов матери, состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении в качестве сироты. В настоящее время Белева А.Н. достигла совершеннолетия, окончила образовательное учреждение, но жилое помещение не получила.
Настаивает на удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, а также Белева А.Н. на иске настаивали.
Представитель администрации Красновишерского городского поселения с исковыми требованиями прокурора согласен, указав, что Белева А.Н. действительно, имея статус оставшейся без родительского попечения, жилым помещением после окончания образовательного учреждения не обеспечена, закрепленного жилья не имеет.
Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель администрации Красновишесркого муниципального района в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Судом постановлено, приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая на то, что суд ссылается на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК, однако полагают, что данный закон не подлежит применению к рассматриваемым правоотношения. Площадь жилого помещения должна быть определена по норме предоставления жилья.
Прокурор в заключении считает, доводы апелляционной жалобы несостоятельными, судебное решение законным и обоснованным.
Истица Белева А.Н., а также представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, представители Администрации Красновишерского муниципального района и Правительства Пермского края представили заявления с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителей. В отзыве на апелляционную жалобу представитель администрации Красновишерского муниципального района доводы жалобы поддерживает.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ, не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: для одиноких граждан 33 кв. м.
Как установлено судом, Белева А.Н., дата рождения, имеет статус оставшейся без попечения родителей, поскольку ее мать лишена родительских прав, на основании постановления Администрации *** района Пермской области от дата N ** Белева А.Н. определена в МУ " Организация", за ней было сохранено право на жилое помещение по адресу: ****. Постановлением администрации *** района Пермской области от дата N **, Белева А.Н. определена в *** детский дом. Заключением комиссии от 15 марта 2007 года N 12, жилое помещение по адресу: ****, признано непригодным для проживания, дом снесен. Решением комиссии по жилищным вопросам от 20 апреля 2007 года N 6 Белева А.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещение в общий и льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. дата Белева А.Н. окончила Организация 1.
По данным ГУП "ЦТИ", сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Белева А.Н.. собственного жилья не имеет.
Разрешая заявленные требования, суд правильно применил приведенные выше положения законодательства, и, установив, что Белева А.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечена им, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что требования прокурора являются правомерными.
Доводы апелляционных жалоб о том, что жилое помещение истице должно быть предоставлено из расчета нормы предоставления площади жилого помещения, утвержденной на территории Красновишерского городского поселения, судебная коллегия находит не основанным на нормах действующего законодательства.
Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения указанным лицам предоставляются с учетом членов их семей, при этом норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет на семью из одного человека 33 кв. м. (пп. 9 ст. 1, пп. 3 ст. 9 Закона).
Предоставление жилого помещения большей площадью, чем это установлено ЖК РФ является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
С учетом вышеизложенной позиции, судом постановлено обоснованное решение, доводы апелляционной жалобы отмену решения суда не влекут, поскольку являются результатом иного толкования и оценки возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного решения суда.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красновишерского районного суда Пермского края от 25 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.