Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Кириенко Е.В., Горбуновой Ю.В., с участием прокурора Синевой A.M., при секретаре Бородкиной Ю.В., рассмотрев в судебном заседании 06 августа 2012 года апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда города Перми от 22 мая 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Кировского района г.Перми, в интересах Шучаловой Л.П., Петрова А.М. и Петровой В.А. к администрации г. Перми и Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения удовлетворить: возложить на администрацию г. Перми обязанность предоставить во внеочередном порядке Шучаловой Л.П., дата рождения, на семью из трех человек, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 54 кв. м. в черте г.Перми, исполнение данной обязанности осуществить за счебт средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., мнение прокурора Синевой A.M., полагавшей доводы жалобы несостоятельными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского района г. Перми обратился в суд с иском к Администрации г.Перми, Правительству Пермского края о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение Шучаловой Л.П.., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющему закрепленного жилья, по договору социального найма с учетом семьи, состоящей из трех человек. Требования обоснованы тем, что Шучалова Л.П., дата рождения, имеет статус сироты, так как ее мать умерла ** года, а отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Шучалова состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении, своего жилья не имеет, проживает по адресу: **** по договору коммерческого найма. В настоящее время состав семьи три человека: Петров A.M. - муж и Петрова В.А. - дочь.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал.
Истец Шучалова Л.П. на иске настаивала.
Представитель администрации г.Перми и представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явились, в отзывах с иском не согласны.
Представители третьих лиц Министерства финансов Пермского края, Управления жилищных отношений Администрации г.Перми, Министерства социального развития Пермского края, Министерства ЖКХ Пермского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство социального развития Правительство Пермского края в части предоставления истцу жилого помещения общей площадью не менее 54 кв. м и принятии в этой части нового решения по делу, поскольку полагает, что судом применен закон, не подлежащий применению. Вывод суда в части предоставления истице жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м со ссылкой на нормы Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК, считает необоснованным.
Указывает, что в данном случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. В силу ст. 5 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование дополнительных гарантий указанной категории детей, в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно п. 4 ст. 26.3 ФЗ от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" принимаются федеральные законы, в которые не включаются положения по определению объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, поскольку это является исключительной компетенцией органа государственной власти субъекта РФ.
В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ в ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определил, что данные лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года N 170, которым утверждены "Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении" и Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года N 16-п. Действующее законодательства не предусматривает обеспечение жильем данной категории граждан с учетом членов семьи. Предоставление истцу жилого помещения общей площадью не менее 54 кв. м, с учетом членов семьи гражданина, приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение прокурора, не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзац 4 статьи 1 указанного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что дополнительные гарантии прав указанных лиц, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с пунктами 2, 3, 15 и 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года N 170, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Судом установлено, что Шучалова Л.П., дата рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать умерла в ** году, а отец записан со слов матери. Решением исполнительного комитета **** Совета народжных депутатов от ** года Шучалова признана оставшейся без попечения родителей, над ней установлена опека. Постановлением Главы администрации **** районна г. Перми от ** года Шучвалова направлена в МОУ " ***" г.Перми, который Шучалова окончила в ** году. Шучалова Л.П. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 08.05.2003 года N очереди 87. ** года у Шучаловой родилась дочь Петрова В.А., отец Петров A.M., ** года брак между Шучаловой Л.П. и Петровым А. М. заключен.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об обоснованности доводов прокурора и истца, суд, правильно, применил нормы материального и процессуального права, приведенные выше. Установив, что Шучалова Л.П. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, ввиду чего имеет право на его внеочередное получение, поскольку до настоящего времени жильем не обеспечен. Суд пришел к верному выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма общей площадью не менее 54 кв. м, с учетом членов семьи, а именно мужа и дочери, являются законным и подлежащими удовлетворению.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет:
18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями Закона Пермского края от 14 июля 2008 N 255-ПК, поскольку данный Закон подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, так как является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы отмену решения суда не влекут, поскольку являются результатом иного толкования и оценки возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Перми от 22 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.