Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Балуевой НА,
судей Панковой Т.В., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Шейко Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 августа 2012 года дело по частной жалобе Правительства Пермского края на определение Очерского районного суда Пермского края от 22 июня 2012 года о разъяснении решения Очерского районного суда Пермского края от 02 сентября 2011г., которым постановлено:
"Разъяснить, что общая площадь подлежащего предоставлению Гамиловой (Ужеговой) Ю.М. жилого помещения составляет 33 кв. метра, жилое помещение должно быть благоустроенным, применительно к условиям населенного пункта, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Очерского районного суда Пермского края от 02 сентября 2011г. на администрацию Очерского муниципального района Пермского края возложена обязанность предоставить вне очереди Ужеговой Ю.М. благоустроенное,применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм на день предоставления, жилое помещение в г. Очер Пермского края за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, выделяемых на приобретение или строительство жилья для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
04.06.2012г. администрация Очерского муниципального района Пермского края обратилась в суд с заявлением о разъяснении судебного решения в части размера площади, подлежащего предоставлению жилого помещения, поскольку конкретный его размер в решении суда не указан, решение до настоящего времени не исполнено.
Судом постановлено указанное выше определение.
Будучи не согласным с определением суда Правительство Пермского края обратилось с частной жалобой, в которой просит его отменить, принять судебный акт о разъяснении судебного решения в части размера, подлежащего предоставлению жилого помещения, общей площадью не менее 12 кв.м. в соответствии с решением думы Очерского городского поселения от 06.03.2007г. N 111" Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения". По мнению заявителя, при определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Гамиловой (Ужеговой) Ю.М., суд неправомерно ссылается на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008г. N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", поскольку государственный жилищный фонд Пермского края не сформирован, уполномоченный орган не определен, исполнение решения в части предоставления жилого помещения государственного жилого фонда Пермского края не представляется возможным. Следовательно, Гамилова( Ужегова) Ю.М. может воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением площадью не менее 12 кв.м., в соответствии с указанным выше решением думы Очерского поселения. Норма общей площади в размере 33 кв.м. установлена для распределения средств субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения в соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства края от 10.08.2006г. N 16-п.
Судебная коллегия проверив законность и обоснованность принятого судом определения по доводам частной жалобы,изучив материалы дела, приходит к выводу, что оснований для отмены определения не имеется исходя из следующего.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Положениями частей 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пункта 3 статьи 9 указанного Закона жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из двух человек; 18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.
Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 202 ГПК РФ в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда не изменяя его содержание. Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гамилова (Ужегова) Ю.М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Очерского районного суда Пермского края от 02 сентября 2011г. на администрацию Очерского муниципального района Пермского края возложена обязанность предоставить вне очереди Ужеговой Ю.М. благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм на день предоставления, жилое помещение в г. Очер Пермского края за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, выделяемых на приобретение или строительство жилья для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение вступило в законную силу, до настоящего времени не исполнено.
Разъясняя решение суда, суд правильно применил приведенные выше положения законодательства, правомерно указал, что общая площадь подлежащего предоставлению Гамиловой (Ужеговой) Ю.М. жилого помещения должна составлять 33 кв.м.
Доводы частной жалобы о неправомерности вывода суда в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. по изложенным выше основаниям являются несостоятельными, отмену определения не влекут. Пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта Российской Федерации, урегулировал вопросы предоставления жилых помещений во внеочередном порядке детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК, предусмотревшим указанный судом размер жилой площади, подлежащий предоставлению, который является большим, чем следует из совокупности части 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и решения думы Очерского городского поселения от 06.03.2007г. N 111 " Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения", следовательно суд первой инстанции обосновано исходил из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК.
Доводы частной жалобы о невозможности исполнения решения суда в связи с тем, что государственный жилищный фонд не сформирован, уполномоченный орган не определен, не влияет законность оспариваемого определения, в случае невозможности исполнения решения суда, указанным в нем способом, сторона праве обратиться в суд с заявлением об изменении способа и порядка его исполнения.
Иных доводов, влияющих на законность определения суда, частная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.334, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Очерского районного суда Пермского края от 22 июня 2012 года о разъяснении решения Очерского районного суда Пермского края от 02 сентября 2012 г., оставить без изменения, частную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.