судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Подольской А.А.
Судей: Клюева С.Б., Бочкова Л.Б.
При секретаре: Кузьмине М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 13 июня 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора города Сызрани в интересах Синевой О.Н. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Синевой О.Н. социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства за счет средств бюджета Самарской области".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сызрани, действуя в интересах Синевой О.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань о предоставлении денежных средств- социальной выплаты для приобретения жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
В обоснование заявленных требований указал, что Синева О.Н. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации г.о. Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных ст.5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД.
Однако, до настоящего времени ни жилым помещением, ни социальной выплатой на приобретение жилого помещения не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор г. Сызрани просил суд обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Синевой О.Н. денежные средства - социальную выплату для приобретения жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.о. Сызрань Самарской области решение отменить, поскольку считает его неправильным.
В заседании судебной коллегии прокурор Пискарева И.В. с доводами жалобы не согласилась. Полагала, что решение суда следует оставить без изменения, как законное и обоснованное. Пояснила, что судом определены все обстоятельства, имеющие значение для дела и им дана надлежащая правовая оценка.
Синева О.Н. с доводами жалобы также не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель администрации г.о. Сызрань Самарской области в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом, причин не явки не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившейся стороны.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что Синева Оксана Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к лицам из числа детей-сирот, родители которой отец - Синев Н.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать -Синева И.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ
Синева О.Н. состоит на регистрационном учете в Управлении по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань с даты подачи заявления -30.08.2011 г., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, нуждающихся в предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма (социальных выплат).
Постановлением Главы Администрации г.о. Сызрань от 29.03.2012 г. N 700 утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья на 1 апреля 2012 г., в котором под N 6 значится Синева О.Н., N.
Синева О.Н. является студенткой Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Сызранский медицинский колледж со сроком обучения до 01.06.2014 г.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении, свидетельствами о смерти, выпиской из постановления Администрации г.о. Сызрань, копией справки Сызранского филиала ГУП "ЦТИ", выписками из ЕГРП, справкой Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Сызранский медицинский колледж, справкой Управления по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения: по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 г. N 87-ГД (в редакции от 09.02.10 N 14-ГД) для указанной категории граждан - лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления жилой площади составляет 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жилья.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствия с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ,В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.
Частью 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.006 г. N 27-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленных ст. 5 настоящего Закона.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам.. . в соответствии с их письменного заявления может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам... определяется Правительством Самарской области.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2005 г. N 152-ГД " Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно п. 1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29,10.2008 г. N 421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем предоставления им социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Формирование списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля предоставляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Синева О.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 г. N 87-ГД (в редакции от 09.02.10 N 14-ГД).
Однако, как установлено судом, до настоящего времени жилым помещением Синева О.Н., не обеспечена.
При таких обстоятельствах, изучив собранные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора г. Сызрани об обязании Администрацию г.о. Сызрань предоставить Синевой О.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., социальную выплату для приобретения жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что денежные средства на Синеву О.Н. не заложены на текущий финансовый год, поскольку бюджет субъекта РФ на 2012 год был сформирован в 2011 год, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей. Более того, как следует из материалов дела, Синева О.Н. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия полагает, что решение является законным и обоснованным, оснований к отмене не имеется.
Вместе с тем, поскольку вышеназванная мера социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам, судебная коллегия считает необходимым изложить абзац второй решения в иной редакции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 13 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Синевой О.Н. социальную выплату на приобретение жилого помещения, согласно действующего законодательства, за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам".
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.